Генрих Альтшулер и его ТРИЗ: как решить проблемы?
Кажется, вы знаете, что такое проблемы. Конечно, жить без них было бы скучно, но иногда эти проблемы так достают! Приходится их решать.
Если нет стандартных решений, мы ищем какие-то варианты, перебираем их. Применяем так называемый метод проб и ошибок. Конечно, попытка — не пытка, но безрезультатно тыкаться из угла в угол тоже не хочется. Время уходит впустую — где-то дни, где-то годы.
Вот маленький пример. Британец Алан Пинто вез в машине хомячка в подарок своему сыну. Хомячок сбежал. Своими силами найти его не удалось, и Алан заехал в автомастерскую. Механики начали поиски, постепенно разбирая машину. Они сняли сиденья, затем обивку…
Вскоре «Мерседес» за 38000 долларов был успешно превращен в груду металла. Где-то в ней, в этой груде, сидел хомячок. И все попытки отыскать его были безуспешны. Корм, который ему подкладывали, он съедал, успешно избегая ловушек. До тех пор, пока по совету жены хозяина мастерской не поставили рядом клеточку с самкой хомяка. Ну да, там хомяк и был пойман. Но ведь эту клетку можно было поставить прямо в машине, не разбирая её!
Как найти наилучший выход из сложившейся ситуации? Как систематизировать поиск решений, чтобы не повторять ошибки? Об этом же задумался Генрих Саулович Альтшулер в далеком 1946 году. Проделав огромную работу по изучению десятков тысяч патентов на изобретения, он выявил некоторые закономерности в решении изобретательских задач. Альтшулер также установил, что все технические системы развиваются по определенным правилам, зная которые, можно находить решения возникающих проблем. Эти принципы он положил в основу созданной им теории.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была создана для решения именно творческих задач. Однако не думайте, что речь пойдет только о решении технических проблем. Методы ТРИЗ пригодятся вам в вашей работе и просто в жизни. Те или иные принципы, впервые сформулированные в ТРИЗ, используются во всех современных методиках достижения успеха.
Впервые я узнал об этой теории из журнала «Изобретатель и рационализатор» лет двадцать назад. Признаюсь честно, привлекла меня, скорее, фамилия автора, чем непонятное название статьи. Дальше мне хочется рассыпаться в восторгах, описывая саму теорию и её автора — Генриха Альтшулера. Но если я рассыплюсь, кто допишет эту статью? Ну, вот и появилась дилемма, проблема, которую надо решить. Становится интереснее… Но рассыпаться не хочется. Что делать?
Покажем такой фокус. Не раскрывая сути ТРИЗ, применим некоторые её методы для решения возникшей проблемы. Лучше один раз увидеть, как это работает, чем сто раз услышать, не так ли? Ну, смотрите…
1. Конкретизируем задачу. Что надо сделать? Надо рассказать о ТРИЗ и её авторе. С задачей всё ясно. Уже хорошо.
2. А в чем проблема? В том, что возникли противоречия. Сформулируем противоречия четко. Главное из них в том, что объем материала о ТРИЗ в тысячи раз превышает допустимый объем статьи на сайте ШколаЖизни. ру. Сильное противоречие, скажу я вам. И ещё. Я как автор «разрываюсь» между двумя желаниями — написать о Генрихе Альтшулере, известном также как Генрих Альтов, удивительном человеке, и рассказать о его теориях, алгоритмах и методах решения проблем. Такие вот противоречия. Но главное, что мы их определили — и это половина решения задачи. Дальше дело техники.
3. Посмотрим, какие есть ресурсы для решения проблемы. Желательно использовать ресурсы самой системы, где возникли противоречия. Это позволит в дальнейшем достичь идеального конечного результата. Итак, где возникло противоречие? Оно возникло на уважаемом сайте ШколаЖизни. ру. Какие же ресурсы этого сайта? Огромные! Главное, что я могу написать столько статей на эту тему, сколько захочу. Лишь бы они соответствовали формату сайта. И это замечательно — это решение проблемы. Ведь я могу написать серию статей об авторе и серию статей о ТРИЗ. Но идеальный ли это результат? Думаем дальше. Где находится наш сайт, в какой системе? Он находится в Интернете — и не использовать ресурсы этой мощнейшей системы, по меньшей мере, не рационально. Мы их ещё используем, а пока перейдем к четвертому пункту.
4. Идеальный конечный результат (ИКР). Вернемся к нашей задаче — см. пункт 1. Какой результат здесь будет идеальным? Идеальный результат всегда тот, при котором отпадает необходимость решать проблему, система сама решает её за счет своих ресурсов. Применительно к нашему случаю идеально, если читатели сами всё узнают о ТРИЗ и её авторе. Как же это сделать? Очень просто — заинтересовать тех, кто это сейчас читает. Чем я, собственно, и занимаюсь! Что касается ресурсов Интернета — то вот они, перед вами! Однако здесь опять возникает маленькое противоречие — нельзя давать ссылки на внешние ресурсы, а использовать их надо. Правила сайта мы нарушать не будем и решим эту проблему легко и бесхитростно. Я уже говорил ранее, что объем материала о ТРИЗ — огромен. Поэтому ссылки просто не нужны! Наберите в поисковике ТРИЗ — и вы попадете в чудесный мир, созданный Генрихом Альтшулером. Мир фантастических возможностей — ваших возможностей!
За годы своего существования ТРИЗ развилась в мощную систему. Созданы специальные инструменты для решения нестандартных технических задач — такие, например, как Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ-85). Разработана специальная компьютерная программа — так называемая «Изобретающая Машина». Она помогает инженерам решать свои задачи. Этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели многие известные фирмы — «Моторола», «Форд», IBM и другие. Что может сделать компьютер, управляемый отличной программой? Вы помните шахматные поединки чемпиона мира Гарри Каспарова с суперкомпьютерами? Да, где-то он выигрывал, но, бывало, и проигрывал. Например, второй матч в 1997 году против компьютера «Дип Блю» Каспаров проиграл со счётом 2,5:3,5. Компьютер выиграл матч у чемпиона мира! Были и другие поединки с другими компьютерами, которые заканчивались вничью. Получается, что только единицы среди людей могут соперничать с компьютером, а точнее, с той программой, которая в него заложена. Представьте, что такая машина помогает вам решать ваши задачи.
Надо заметить, что все инструменты ТРИЗ работают не вместо мышления, а для мышления. То есть, они не заменяют собой человека, а помогают в решении творческих задач. Их можно применять в любых сферах жизни — в бизнесе, менеджменте, рекламе, искусстве, педагогике, политике. И даже в кулинарии и в любви. Возможно, вы сейчас улыбаетесь, но я не шучу.
Один из интересных методов ТРИЗ для писателей и авторов текстов — это метод развития творческого воображения (РТВ). Он также используется в педагогике. Об использовании этого метода для развития творческих способностей детей можно узнать из статьи Катерины Богдановой.
В помощь авторам текстов созданы специальные компьютерные программы, основанные на методах ТРИЗ. Например, «Приемы журналистики и Public Relations». Программа дает большое количество вариантов, рекомендаций, расширяет творческое воображение автора. Есть программа, помогающая выбрать интересный заголовок для текста. Есть бесплатные демоверсии этих программ. А также бесплатно распространяемая электронная книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы».
Работы Генриха Сауловича Альтшулера изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии и других странах. Не хотелось бы, чтобы получилось как всегда — создали теорию у нас, а используют у них. Удачи вам и творческих успехов в решении всех задач!