Реальные проблемы в системе образования

Реальные проблемы в системе образования.
Давайте зададимся вопросом: «Почему начальная школа дает более высокий уровень и качество знаний, чем среднее и старшее звено?» В школе дается очень простое объяснение: 5класс – адаптация, вследствие чего, потеря части знаний (причем даже тех, которые были даны в начальной школе). 6-8 классы – переходный возраст, проблема дисциплины, как результат – окончательная потеря знаний, 9класс – попытка восстановить потерянные знания, приобретая новые (большинству - это не удается). 10,11 – это те, кто умудрился что-то сохранить за 9 лет обучения.
А теперь давайте рассмотрим эту проблему более глубоко.
1.Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
а) Назначение и структура деятельности учителя.
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя, т.е. если брать аналогию: учитель – это руководитель. А грамотный руководитель, согласно «Теории организации»[2] не может быть только либералом, или только демократом, или диктатором. Настоящий руководитель должен соединять в себе все три эти позиции. Пришел впервые в класс, должна присутствовать только диктатура – четкие требования, четкие слова, четкий контроль. Только если учитель почувствовал, что процесс запущен – пожалуйста, будь демократом, процесс продолжает работать – пожалуйста – ты либерал. Но как только процесс начинает давать сбой – только диктатура, и опять все запускается заново. Только при этих условиях учитель сможет управлять активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся в российских школах при наличии классно-урочной системы. В противном случае система сразу же дает сбой. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. А возможным это становится только при наличии дисциплины на уроке. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
б) Этап планирования.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. [1]
Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др. [1]
в) Организация деятельности учащихся.
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи[1]; т.е. задача должна быть решаема. Учитель должен быть уверен на 100%, что задача будет выполнена, если существует хотя бы 1% сомнения, то нужно менять подход, с помощью дополнительного объяснения или системы подсказок. Что происходит на самом деле: до 5класса – родители помогают детям (большинство) и сами учителя осуществляют помощь различными способами – это и ГПД и индивидуальная работа, с 5-9 класс – родители (большинство) помочь ребенку не могут и учителя, по разным причинам, в основном не могут или не хотят (есть исключения, это те кому не безразличен результат). Бытует высказывание, что дети должны самообразовываться, привыкать к самостоятельности.
Обратимся к словарю: самообразование - это образование, получаемое вне какой бы то ни было школы, путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг, которое и восполняет школьное образование, не исключая и высшего. Оно восполняет, а не заменяет школьное образование. Самообразовываться может только тот, у кого заложены базовые основы, т.е. базовое образование.
Если ребенок болел или отсутствовал, неважно по какой причине – это проблема педагога, как восполнить пробелы в знаниях, а не ребенка и его родителей.
А вот восполняются ли знания – это большой вопрос?
Каковы последствия? При неправильной оценке уровня подготовки ученика и отсутствии создания условий для выполнения задания, изменяется отношение к предмету, ставится под сомнение квалификация педагога, формируется отношение к выполнению домашних заданий и именно отсюда начинаются обсуждение родителями подхода учителя к процессу обучения.
Обратите внимание: только к учителю может прийти слесарь и сказать: «вы не так читаете, не так работаете, не так учите и т.д.» Попробуйте прийти к этому же слесарю и сказать ему нечто подобное. Ответ последует очень быстро. Ведь слесарю очень трудно представить, что его работу за него должны выполнить его члены семьи.
А ведь еще лет 50 назад ни один взрослый человек не позволял себе такого. Одна старая учительница мне как то сказала: «Когда я училась в школе, для меня учитель - это был кто-то необыкновенный, я с полной уверенностью считала, что они даже в туалет не ходят»
Вот вам и связь времен.
Но продолжим: задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
г) Осуществление предметной деятельности учащихся.
К осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию); к положительной мотивации нужно подходить грамотно, это не просто пропеть дифирамбы, типа «какой ты умный», «какой ты сегодня молодец», а в результате все равно ставить «три», чтобы не делал ребенок. Такой подход влечет за собой опять же последствия, которые не только влияют на дальнейшее отношение к предмету, но и ломают определенные стереотипы. Первым из которых является ложь.
Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей.
«На землѣ жить и не лгать невозможно, ибо жизнь и ложь синонимы» - так писал Достоевский.
Старики говорят: «Ложь во благо – хорошо».
Как вы думаете, в рассмотренном выше примере – это ложь во благо?
Один из психологов рассказал такую историю: « При оценке адаптивного поведения девочки 7 лет были выявлены следующие проблемы: неправильное понимание своих интересов, которые сводятся к погоне за сиюминутным результатом; использование других людей исключительно как инструментов для удовлетворения своих потребностей приводит их к отчуждению, дружба принимает расчетливый характер. При беседе с родителями по поводу результатов оценки, папа пришел в восторг, гордо заявив: «Она вся в меня»».
Да, у каждого своя правда и своя ложь, но может хотя бы педагоги не будут смешивать эти понятия, начиная с элементарного.
Нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов).
д) Регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля.
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся[1].
Текущий контроль полученных знаний должен осуществляться каждый урок и через него должны проходить не 2-3ученика по списку в журнале (над этим уже во всех фильмах про школу смеются), а весь класс. Только при этом условии вы будете четко знать уровень усвоения материала каждым учеником. И изобретать для этого велосипеда не нужно, все приемы и методы контроля известны давно, их нужно только грамотно распределить ( кто работает сам, кто у доски, кто в группе, а кто под контролем учителя).
е) Система оценивания.
Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах.
И здесь мы сталкиваемся с той же проблемой: какую оценку поставить «троечнику» за то, что он сформулировал грамотно определения и «отличнику», который решил тяжелую задачу. Да смело ставьте «отлично» обоим. Потому, что оба превзошли самих себя, преодолели трудности. Не нужно бояться этого, поверьте, при систематическом контроле, ваш троечник - им и останется, а тот, кто почувствует в себе силы перейдет на следующую ступень развития, а вы будете постепенно повышать его планку.
Я сразу же представила, какая реакция будет у педагогов, наверняка скажут: «А как же действующая система «оценки качества знаний выпускников школ»»
По этому поводу я вам расскажу одну быль:
«Одного из преподавателей, в приказном порядке, отправили на встречу с автором самого популярного учебника физики.
На встрече автор открытым текстом сказала, что она взяла и соединила два самых популярных учебника в один (что поделать – плагиат). На вопрос: «Сколько вы работали в школе?», она ответила: «Один год». Вопрос о том, что работали ли вы по своему учебнику, соответственно, был просто исключен. Она сказала, что постаралась увеличить практическую часть, учитель пришел в восторг, пока не услышал раздел. Это был раздел «Ядерной физики», лабораторная работа называлась « Изучение треков заряженных частиц» и суть ее заключалась в рассматривании фотографий. Но это специфика. Самое интересное было в конце, когда было сказано, «оценка качества знаний выпускников школ по физике» была написана по этой книге».
Поэтому, уважаемые педагоги, смело полагайтесь на свою собственную систему отметок, ваш опыт – вас не подведет. А главное не покалечит души детей и вместо печати «я тупой», поставит другую печать – «я могу».
Кроме этого, большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения. [1]
1.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
2. Мильнер Б.3. Теория организации: учебник для научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов экономических вузов, работников органов исполнительной и законодателей власти, руководителей предприятий, сотрудников органов местного самоуправления - «ИНФРА-М», 2000.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: