Архитектура зданий
В современных условиях массового строительства центр тяжести архитектурно-художественных задач переносится на сооружение ансамблей. Однако не следует забывать, что пространство не существует само по себе, его создают здания, и сила его воздействия определяется архитектурой этих зданий.
Часто наблюдаемые несоответствия градостроительного характера, возникающие между архитектурным обликом объекта и окружающей средой, могут привести к двум крайностям.
Если художественно-эстетические достоинства нового объекта выше, чем у существующих зданий, то эти достоинства, затмевая архитектуру старых зданий, нарушают заложенные в них принципы равновесия, гармонии, соподчиненности между составными элементами ансамбля. Если из-за своей невыразительности новый объект «поглощается» более сильной, более выразительной существующей архитектурной средой, то ясно, что проектирование здании в условиях сложившегося градостроительного комплекса требует поиска не только в области подбора архитектурно-художественного образа самих зданий, но и решения этого образа, как части единого целого.
Для равновесия масс и форм в архитектуре большое значение имеет сопоставление горизонтальных и вертикальных элементов. Если лежачий блок, связанный с представлениями об устойчивости, спокойствии и ощущении равновесия между силами, действующими в его границах, расчленить на горизонтальные элементы, это ощущение еще более углубится. Однако наряду с этим чередование горизонтальных полос вызывает ощущение расползания объема в стороны, и при большой протяженности фасада необходимо зрительно ограничить горизонтальные элементы вертикальными. Это может быть достигнуто постройкой рядом отдельно стоящего здания, если в нем доминируют вертикальные элементы, или включением в горизонтальные членения фасадных мотивов, обладающих вертикальными элементами. Можно использовать для этого объединенную в крупный фрагмент группу проемов соответствующих формы и пропорций, так как укрупненные фрагменты могут играть такую же роль, как и объемные элементы зданий.
Фасад нейтральной квадратной формы может создавать впечатление лежачего или стоячего в зависимости от характера его членений открытыми и сплошными частями. Сильное динамичное членение фасада горизонтальной или вертикальной направ¬ленности может быть ослаблено или нейтрализовано посредством введения дополнительных элементов, имеющих другую направленность.
Для обогащения архитектурно-художественного решения фасада в современном строительстве необходимо активнее использовать композиционные приемы создания гармоничных пропорций, масштаб, контрастные сочетания и возможности ритма с повторением акцентных фасадных элементов, сочетание различных метрических рядов, разнообразную пластическую трактовку фасадных элементов, изменение рисунка ритмически повторяемых фрагментов, синтез архитектуры с другими видами искусства и т. д. При этом ритм как выразительное средство в формировании архитектурного облика современных зданий вытекает из самой их конструктивной сущности основанной на повторении стандартных сборных элементов. Необходимо минимум трех или четырехкратное повторение, чтобы возникло внутреннее ощущение и ожидание периодичности. На основе данных об объеме оперативной памяти человека определено и оптимальное число повторений: семь, плюс-минус два. Повторения больше семи—девяти раз воспринимаются как монотонное чередование одинаковых элементов.
http://www. peregorodkof. ru/
Часто наблюдаемые несоответствия градостроительного характера, возникающие между архитектурным обликом объекта и окружающей средой, могут привести к двум крайностям.
Если художественно-эстетические достоинства нового объекта выше, чем у существующих зданий, то эти достоинства, затмевая архитектуру старых зданий, нарушают заложенные в них принципы равновесия, гармонии, соподчиненности между составными элементами ансамбля. Если из-за своей невыразительности новый объект «поглощается» более сильной, более выразительной существующей архитектурной средой, то ясно, что проектирование здании в условиях сложившегося градостроительного комплекса требует поиска не только в области подбора архитектурно-художественного образа самих зданий, но и решения этого образа, как части единого целого.
Для равновесия масс и форм в архитектуре большое значение имеет сопоставление горизонтальных и вертикальных элементов. Если лежачий блок, связанный с представлениями об устойчивости, спокойствии и ощущении равновесия между силами, действующими в его границах, расчленить на горизонтальные элементы, это ощущение еще более углубится. Однако наряду с этим чередование горизонтальных полос вызывает ощущение расползания объема в стороны, и при большой протяженности фасада необходимо зрительно ограничить горизонтальные элементы вертикальными. Это может быть достигнуто постройкой рядом отдельно стоящего здания, если в нем доминируют вертикальные элементы, или включением в горизонтальные членения фасадных мотивов, обладающих вертикальными элементами. Можно использовать для этого объединенную в крупный фрагмент группу проемов соответствующих формы и пропорций, так как укрупненные фрагменты могут играть такую же роль, как и объемные элементы зданий.
Фасад нейтральной квадратной формы может создавать впечатление лежачего или стоячего в зависимости от характера его членений открытыми и сплошными частями. Сильное динамичное членение фасада горизонтальной или вертикальной направ¬ленности может быть ослаблено или нейтрализовано посредством введения дополнительных элементов, имеющих другую направленность.
Для обогащения архитектурно-художественного решения фасада в современном строительстве необходимо активнее использовать композиционные приемы создания гармоничных пропорций, масштаб, контрастные сочетания и возможности ритма с повторением акцентных фасадных элементов, сочетание различных метрических рядов, разнообразную пластическую трактовку фасадных элементов, изменение рисунка ритмически повторяемых фрагментов, синтез архитектуры с другими видами искусства и т. д. При этом ритм как выразительное средство в формировании архитектурного облика современных зданий вытекает из самой их конструктивной сущности основанной на повторении стандартных сборных элементов. Необходимо минимум трех или четырехкратное повторение, чтобы возникло внутреннее ощущение и ожидание периодичности. На основе данных об объеме оперативной памяти человека определено и оптимальное число повторений: семь, плюс-минус два. Повторения больше семи—девяти раз воспринимаются как монотонное чередование одинаковых элементов.
http://www. peregorodkof. ru/
Отзывы и комментарии