Благоустройство городской среды с применением монументальной скульптуры

С середины прошлого века в городской архитектуре появляется новое направление – дизайн городской среды. Под этим направлением понимают комплексное формирование общественного пространства города, расположенного на уровне первого этажа городской застройки и обеспечивающего жизнедеятельность городского сообщества.
Основными элементами, с помощью которых принято формировать общественное пространство города, являются малые и большие архитектурные формы. Исторически первым появилось понятие архитектурных форм, трактовавшее элементы уличной мебели и оборудования как отдельные детали архитектурных пространств города. Но как оказалось позднее, организовать высококомфортную городскую среду с помощью отдельных архитектурных композиций и произведений невозможно. Поэтому в крупных городах созрела идея интегрированного подхода к формированию дизайна городской среды. Администрации многих городов, в которых идет активное строительство, разработали программы комплексного благоустройства общественных территорий. Реализация этих программ предусматривает использование современных высококачественных малых и больших архитектурных форм и других элементов комплексного благоустройства для проектирования и реализации самых смелых дизайн-проектов городской среды. Но и сегодня почти в каждом таком проекте есть главное композиционное решение, выполненное с помощью монументальной скульптуры. Рассмотрим подробнее это понятие.
Скульптура – это вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного изображения какого-либо предмета. Предметами скульптурного изображения чаще всего являются люди, реже животные, еще реже природа или вещи. Монументальная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение, адресуется массовому зрителю и призвана конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Современная архитектура добавляет монументальным композициям еще и декоративную функцию, поэтому все чаще говорят о монументально-декоративной скульптуре. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи особенно полно раскрывается в произведениях, которые принято называть монументальными, к которым относятся городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.
Создание монументальной скульптуры процесс долгий и трудоемкий, который можно разделить на несколько этапов:
1. Лепка эскиза из пластилина либо глины, и утверждение его у заказчика.
2. Изготовление каркаса для крупной скульптуры.
3. Работа над моделью в заданном размере.
4. Превращение глиняной модели в гипсовую.
5. Создание оригинала из камня или отливка из металла с последующей чеканкой.
Все эти этапы не всегда выполняются при создании скульптур, но большинство проектов, выполняемых на заказ, проходят эту последовательность.
В качестве примера роли монументальной скульптуры в дизайне городской среды рассмотрим ротонду в сквере Пушкина в г. Красноярске.
Сквер Пушкина в г. Красноярске расположен на пересечении улицы Кирова с проспектом Мира, свое название получил из-за расположенного рядом Драматического театра им. Пушкина. Сквер имел репутацию места гуляний молодежи, сопровождавшиеся распитием горячительных напитков. Поэтому в 2008 году в рамках планового благоустройства города было решено провести реконструкцию сквера. За основу был взят проект Арэга Саркисовича Демирханова, который заключался в создании ротонды со скульптурной композицией Пушкина, читающего стихи своей жене Наталье Гончаровой. Скульптурную композицию выполнил Константин Мелатдинович Зинич. Сквер по задумке автора должен вместе с декоративной функцией нести и глубокую идейную нагрузку. У распивающей в сквере горячительные напитки молодежи должно возникнуть ощущение дискомфорта, создаваемое на фоне диссонанса между желанием выпить, поболтать о пустяках и сюжетом из жизни известного поэта – классика, подкрепленного монументальностью архитектурного сооружения. Все это должно зарождать мысли о правильности поведения, смысле бытия, желание больше узнать о жизни Пушкина.
Совсем не удивительно, что у некоторых обывателей-горожан этот памятник вызывает отторжение, вызванное противопоставлением прошлой «славы» сквера и архитектурной идеи обновленного сквера. Но вместе с тем приятно наблюдать, что основными посетителями скульптурной композиции являются семейные пары с маленькими детьми и молодожены. Все это, во-первых, должно исправить сложившееся в народе негативное впечатление о сквере имени великого поэта и, во-вторых, будить в людях желание больше узнать о творчестве и жизни Пушкина.
Приятно, что у современной городской власти «доходят руки» до исправления подобных негативных стереотипов, складывающихся у некоторых уголков городской среды, оставляя все меньше мест в городе с плохой репутацией. Особенно приятно, что в такой работе все чаще прибегают к дизайну городской среды, использующему различные архитектурные инструменты такие как монументальная скульптура, малые архитектурные формы. И совсем неприятно, что общественность плохо принимает такую заботу городских властей.

Статья предоставлена группой компаний "Стимэкс" - благоустройство городской среды от создания дизайн-проекта до его реализации.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: