Методы контроля топлива в системах gps-мониторинга

О системах GPS-мониторинга транспорта написано уже немало. Напомним, что существует их четыре разновидности:

- автономные системы, работающие в режиме реального времени (онлайн);

- автономные системы, работающие в режиме офлайн;

- системы с абонплатой (программное обеспечение и карты находятся у клиента);

- системы с абонплатой (программное обеспечение и карты находятся у оператора, так называемый WEB-интерфейс).

Так же возможны комбинированные варианты построения систем мониторинга. Все эти системы позволяют кроме параметров движения контролировать и различные датчики, в частности датчики топлива. Так как тема экономии в настоящее время стоит очень остро (и не только в связи с кризисом), остановимся на контроле топлива поподробнее.

Топливо в GPS-мониторинге можно контролировать несколькими методами, которые различаются по точности измерения, цене и тому, что клиент получает в конечном счёте.

Расчётный метод. Это самый простой и дешевый метод, не требующий никакого вмешательства в топливную систему, но, одновременно и самый неточный. Достаточно ввести в компьютерную программу нормативный расход топлива для конкретного транспортного средства, оборудованного GPS-контроллером. Программа умножит нормативный расход на пробег по данным спутниковой системы и в результате получится расход топлива за период времени. Несмотря на примитивность метода, он все же существенно точнее такого же расчёта, проведенного на основе данных о пробеге с одометра, которые нетрудно подделать. Также следует учитывать, что данные о расходе топлива будут рассматриваться не сами по себе, а в комплексе с реальным пробегом автомобиля, отображённым на карте. То есть, диспетчер увидит, все ли рейсы сделаны согласно заданий, по указанному ли маршруту следовала машина, имели ли место «левые» рейсы. Следует отметить, что расчётный метод не позволяет увидеть место и время заправок или сливов.

Датчик уровня топлива. Более точный метод, это подключение к бортовому GPS-контроллеру датчика уровня топлива. Здесь также возможны варианты, отличающиеся по точности и цене. Дешевле всего подключиться к штатному датчику автомобиля. При этом также нет никакого вмешательства в топливную систему. Однако погрешность при этом будет достаточно велика (хотя и меньше, чем при расчетном методе): для отечественных автомобилей с механическими поплавковыми датчиками до 20%, для автомобилей иностранного производства 5…10%. Износ датчика при этом тоже имеет значение. Таким образом, подключение штатного датчика топлива к GPS-контроллеру позволит с определенной точностью контролировать расход топлива и видеть факт (место и время) заправок, или сливов, если таковые имели место. Значительно более точным является установка в топливный бак высокоточного электронного датчика уровня. Наиболее распространенные типы, это емкостный и ультразвуковой датчики. Они не имеют движущихся частей, не изнашиваются. Погрешность этих датчиков примерно одинакова и составляет 1-2%, а цена намного меньше одной полной заправки грузового автомобиля. То есть, если при подключении к штатному датчику можно увидеть место и время заправки или слива топлива, то при наличии высокоточного датчика видно – сколько литров заправленослито.

Датчик расхода топлива. Есть группа транспортных средств, которые характеризуются относительно высоким расходом топлива и одновременно малым перемещением по местности, например – экскаваторы, бульдозеры, погрузчики. Ещё одна группа транспортных средств имеет расход почти (или полностью) независимый от скорости, например – дополнительный двигатель миксера бетономешалки или рефрижератора. В таких случаях для контроля топлива можно использовать датчик расхода. В отличие от датчика уровня, который устанавливается непосредственно в бак, эти датчики устанавливаются в разрыве топливной системы и показывают, не уровень топлива, а сколько топлива «съел» двигатель.


Михаил Якубович http://autovision. com. ua http://rcs. kiev. ua



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: