«Мне бы в небо»: соцзаказ или умная мелодрама?
Как бы нам ни хотелось, но человеческая память избирательна. Хорошее — помним, плохое — стремимся подзабыть.
Примеров тому множество, из них самый типичный — в детстве «и небо было голубее, и трава зеленее, и солнце светило ярче». К фильмам, кстати, этот принцип тоже подходит в полной мере.
Помнится мне, когда я впервые увидел «Чужие» Джеймса Кэмерона, эта картина показалась мне страшной до ужаса. А как смешны были герои и их похождения в «Полицейской академии»? Пересматривая эти ленты в более разумном возрасте, я с удивлением понял, что ни страха, ни веселья уже не испытываю. Да и вообще, если «Чужие» — действительно удачное произведение, то пересматривать «Академию» уже и вовсе не тянет.
К чему это длинное вступление? Дело в том, что я обратил внимание — чем дальше, тем всё меньше на пути встречается кинофильмов, которые хочется пересматривать вновь и вновь. Но, слава богу, иногда встречаются всё же. Речь пойдет о мелодраме Джейсона Райтмана «Мне бы в небо».
Экономический кризис. Словосочетание, наводящее ужас на простых смертных, не имеющих за спиной акций, банковских вкладов и прочих сбережений. Однако у каждой палки есть два конца: ведь если есть кризис, значит, это кому-то может быть выгодно. Знакомьтесь, Райан Бинэм (Джордж Клуни), специалист по увольнениям. Деятельность у Райана весьма специфическая, ибо его услуги требуются крупным компаниям, которые собираются уволить сразу несколько десятков, сотен, а то и тысяч сотрудников. Выслушивать слезы, жалобы и угрозы от каждого из этих несчастных, попавших под сокращение, боссы корпораций не могут, да и не хотят. Поэтому нанимают людей типа Райана, которые играют роль некой прокладки между компанией и ее уже бывшими сотрудниками, чтобы, так сказать, уменьшить бремя потери и снизить процент травм на производстве.
Райан — тонкий психолог, разработавший свою уникальную философию «пустого рюкзака», коей он потчует посетителей различных конференций, семинаров, тренингов и прочих совещательно-обучающих мероприятий, призванных повышать уровень образования. Суть этой философии состоит в том, что не стоит таскать с собой все свои переживания, связи, отношения, обязательства, обещания и прочую белиберду. Живи свободным, умри налегке — вот девиз Райана. Да и сам Бинэм — «пустой рюкзак», не имеющий ни семьи, ни детей, ни устойчивых отношений со своими родственниками. Его жизнь — сплошное путешествие между городами, аэропортами, самолетами, отелями. Дома, в Омахе, Райан бывает настолько редко, что его холостяцкая квартира больше смахивает на макет жилья. Впрочем, сам «великий увольнятель» не бедствует и не жалуется на судьбу, ибо его этот стиль жизни более чем устраивает. Он ему даже нравится.
И тут дорожное расписание Райана внезапно, без объявления войны сталкивается сразу с двумя препятствиями, которые рискуют уничтожить его распорядок и устои навсегда. Во-первых, случайная встреча с такой же одинокой путешественницей Алекс (Вера Фармига) грозит вот-вот перерасти в настоящий роман, вслед за чем последуют непременные обязательства, ответственность и прочие сопутствующие атрибуты. Во-вторых, молодая сотрудница фирмы, Натали Кинер (Анна Кендрик), которой не терпится воплотить свои теоретические знания на практике, планирует перевести все увольнения в режим онлайн, то бишь по Интернету. Что означает лишь одно — Райан перестанет летать и путешествовать, отныне его рабочее место — это монитор и гарнитура. Бинэм уже не молод и не готов отказываться от привычного уклада жизни. Ни ради страстных романтических игрищ с Алекс, ни, тем более, ради молоденькой вертихвостки, которой удалось донести свои дурацкие идеи до начальства (Джейсон Бейтман). Поэтому Райан не торопится признаваться своей случайной знакомой в чувствах, а юную карьеристку берет с собой в учебное путешествие, чтобы показать ей личным примером, что в его профессии общение с увольняемым «с глазу на глаз» играет важную роль…
Джейсон Райтман (сын известного голливудского режиссера Айвена Райтмана, автора «Охотников за привидениями», «Близнецов» и «Детсадовского полицейского») уже давно снимает в Голливуде фильмы на злобу дня. Что называется, социальный заказ. Сначала картина «Здесь курят», обратившая в очередной раз внимание общественности на проблему курения и курильщиков, потом ориентированная на малолетних мамочек «Джуно», а под «неожиданно» грянувший в мире финансово-экономический кризис появилась лента «Мне бы в небо».
Заметьте, я не утверждаю, что это плохо. Отнюдь. Ведь кинематограф с самого своего рождения нёс не только развлекательную функцию, но также и социальную, обучающую и пропагандистскую. Если мне придется выбирать между очередным бредовым американским блокбастером и умной, пускай тщательно и политкорректно выверенной мелодрамой, для меня мой выбор очевиден. Из всех трех вышеуказанных фильмов меня не заставил задуматься только «Джуно». Вероятно потому, что я меньше всего ассоциировал себя с проблемами преждевременной беременности и возможных последствий. Но я сопереживал главной героине. Честное пионерское.
Что до героев «Мне бы в небо», то им жаловаться не на что. Каждый из них выбрал свою судьбу самостоятельно и осознанно. При этом и Райан, и Алекс, и даже самоуверенная Натали полностью уверены в правильности своих поступков и выбранного направления, уверенно воплощая в жизнь главный постулат фильма о том, что «всё, что не убивает меня, делает меня сильнее». Поэтому их персонажам сопереживать не получится, даже если вы этого сильно захотите. Но следить за тем, как они упорно пробивают себе путь в этой жизни, тем не менее, увлекательно.
С удивлением выяснил, что некоторые посчитали ленту Райтмана скучной и безынтересной. Я понимаю, подобные утверждения делаются в сравнении с чем-то, ибо я посмотрел картину на одном дыхании. Да, сюжет действительно не изобилует резкими переходами или драматическими ситуациями, но сценарий построен очень грамотно, рассказывая историю от начала до конца, без включения лишних, ненужных персонажей. Сразу видно твердую продюсерскую руку (а их у картины Райтмана был целый лес), ибо в фильме практически нет лишних кадров. И не смотрите на российский постер. Надпись «романтическая комедия» — это наглая ложь и провокация.
Отдельно отмечу великолепное актерское трио — Клуни, Фармига, Кендрик — которое вывело фильм на высочайший уровень. И хотя никто из них так и не получил ни Оскара, ни Золотой глобус, на которые все трое номинировались в начале года, это ни в коем разе не умаляет их профессионализма. Клуни в очередной раз доказал, что за внешностью типичного голливудского красавчика скрывается недюжинный актерский талант. Многие ругают Анну Кендрик — мол, выглядела неестественно, переигрывала. Особенно почему-то всем памятен эпизод с ее истерикой в аэропорту по поводу расставания с парнем. Не знаю, я не заметил в ее исполнении фальши. Тем, кому непонятно, что значит «переигрывать или недоигрывать», рекомендую включить телевизор в прайм-тайм и посмотреть парочку отечественных сериалов на центральных каналах.
Резюме. Прекрасная, тонкая лента на самую избитую в кино тему «о человеческих взаимоотношениях», тем не менее, смотрится очень живо и увлекательно. Грамотный сценарий, хорошие актеры, уверенная режиссура, монтаж, операторская работа. Кто-то скажет — типичный американский мейнстрим, снимаемый только ради получения Оскара. Возможно, вы и правы, Райтман вряд ли будет утверждать, что золотая статуэтка не входила в его планы.
Но будем справедливы, на фоне остальной голливудской продукции «Мне бы в небо» явно выделяется в лучшую сторону. И не из-за своих амбиций, а потому что кино качественное.