Обращение Дискуссионного Клуба ВРНС к мыслящим людям России: Верим в себя, свой народ, свою цивилизацию!
URL: http://www.vrns.ru/experts/2559/#.VGJcp_vMcwo
24 апреля 2013 года.
Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) — международная общественная организация, возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси и представляющая интересы русских по всему миру. На протяжении многих лет ВРНС обеспечивал диалог различных идейных и политических сил России в поисках интегрального пути развития нашей цивилизации.
Сегодня наступает момент принципиального цивилизационного выбора. С одной стороны, мы видим пробуждение гражданской энергии, свидетельствующей о том, что наш народ возвращает веру в собственные силы. С другой стороны, мы видим потенциальные очаги нового общественного кризиса, который готовы использовать в своих интересах наши геополитические конкуренты. Приближается историческая развилка, на которой возможно как утверждение России в качестве самостоятельного субъекта мировой истории, так и превращение нашей страны в глобальные задворки, чреватое бесповоротной духовной и национальной ассимиляцией.
Осознавая себя естественным носителем цивилизационной идентичности России, Всемирный Русский Народный Собор обращается ко всем, кому небезразлична её судьба:
Многополярный мир цивилизаций
Всё богатство мировой истории складывается из параллельного развития ряда культурно-исторических миров или цивилизаций, которые конкурируют и сотрудничают, взаимно дополняя друг друга. Наиболее значимыми среди них на сегодня являются Западная (Северо-атлантическая), Дальневосточная (Китайская), Индийская, Ближневосточная и наша, Российская цивилизация.
Цивилизация (культурно-исторический тип) создаётся группой близких по мировоззрению народов, объединённых устойчивой исторической взаимосвязью. Каждое из таких сообществ имеет собственные ценности и идеалы, собственную историческую хронологию (не совпадающую с классической европейской схемой: античность — средневековье — новое время) и собственный путь в будущее. Каждая из цивилизаций вносит свой неоспоримый вклад в общемировую сокровищницу знаний, технологий и культурных достижений. В каждой из цивилизаций существуют ведущие этносы (англосаксы, хань, хинди, арабы, русские), вносящие решающий вклад в формирование её культурного кода. Поглощение цивилизационного разнообразия единственным обществом-лидером, установление глобальной монокультуры означало бы тупик в развитии человечества.
Расхожее отождествление Западной цивилизации с общемировой, а её ценностей — с общечеловеческими, является очевидным заблуждением. Почвой для такой иллюзии служит современное лидерство Запада на ключевых направлениях прогресса. Однако приоритетное положение этой цивилизации относится к очень короткому (менее трёх веков) историческому отрезку, и достигнуто в значительной мере за счёт колониальной эксплуатации ресурсов остальной части планеты. С середины ХХ века, когда Запад лишился откровенного колониального «допинга», его роль в жизни человечества неуклонно снижается, и мир восстанавливает прежнее многополярное равновесие. Попытки выдать западную цивилизацию за общечеловеческую являются всего лишь манипулятивным приёмом североатлантической элиты в борьбе за сохранение глобального доминирования.
Каждая цивилизация развивается согласно своим общественным закономерностям. Попытки «пересадить» духовные ценности и социальные отношения от одной цивилизации к другой либо заканчиваются неудачей, либо приносят результаты, неадекватные результатам «материнского» общества.
Каждая цивилизация может реализовать свой творческий потенциал при условии, что составляющие её страны обладают политическим суверенитетом и экономической независимостью, не являются колониями чужих цивилизаций. В современных условиях огромное значение приобретает также гуманитарный суверенитет, предполагающий самостоятельное утверждение духовных идеалов и культурных ценностей.
Когда руководящий слой любого народа теряет цивилизационную идентичность, отказывается от собственной творческой миссии и ориентируется на внешние образцы, происходит цивилизационная катастрофа, превращающая весь народ в этнографический материал для чужих целей.
Мы считаем необходимым сохранить на нашей планете культурное и социальное разнообразие, являющееся залогом её дальнейшего поступательного развития. Лучшим вкладом в сохранение этого разнообразия является утверждение независимого и творческого пути нашей родной Российской цивилизации как одного из ведущих полюсов многополярного мира.
Россия как страна-цивилизация
Россия — это страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами, неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные модели общественного развития.
Налицо наиболее очевидные, исторически сложившиеся особенности нашей цивилизации:
— основополагающая роль Православного христианства в формировании духовных идеалов и системы ценностей;
— изначальный принцип национального равноправия и неприятие колониальных моделей государственного строительства;
— сочетание высокого социального и технического динамизма с неизменностью духовной традиции;
— особое значение государственных механизмов и консолидирующих идей в жизни общества;
— преимущественное территориальное расположение в области холодного континентального климата, «зоне рискованного хозяйствования»;
— использование кириллической письменности как уникального графического кода.
Нашей цивилизации принадлежит внушительный ряд заслуг, имеющих всемирное значение, в частности:
— неоднократный разгром агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование;
— создание общепризнанной художественной культуры;
— выдающийся вклад в мировую науку;
— приоритет в освоении космоса.
Мы пережили ряд серьёзных цивилизационных кризисов, порой угрожавших самому существованию России, но всякий раз находили силы для возрождения и нового подъёма. Сегодня мы переживаем очередной кризис, важными причинами которого являются ослабление собственной идентичности и притягательное воздействие наших геополитических конкурентов. Нам необходимо освободиться от их цивилизационного гипноза. Не духовная капитуляция, а мобилизация внутренних сил — путь к преодолению всякого цивилизационного кризиса.
Ступени исторического восхождения
Рождением нашей цивилизации мы считаем 988 год — год Крещения Руси. Тогда проживавшие на нашей территории разрозненные славянские, финно-угорские, тюркские и балтские племена обрели центр духовной консолидации и включились в процесс цивилизационного строительства. В 988 году завершилась наша предыстория и началось целеустремлённое историческое бытие, скрепленное единством нравственных координат, общностью национальных героев и непрерывностью летописной хроники. Киевская Русь приняла цивилизационную эстафету у Византии, унаследовав в неповреждённой православной чистоте учение Христа, но заменив косность восточно-римской социальной структуры на русскую энергию и динамизм.
Серьёзным испытанием для наших предков стал период тринадцатого-пятнадцатого веков, когда монгольская агрессия с востока и римо-католическая с запада поставили под угрозу само существование молодой цивилизации. Решающими событиями на пути к восстановлению политической и духовной независимости стали Куликовская битва на востоке, и восстание Богдана Хмельницкого на западе Руси.
После того, как западная Европа обозначила претензии на глобальное доминирование, Российской цивилизации регулярно приходилось выдерживать натиск своих западных соседей. Русская история украшена тремя выдающимися победами — 1612-го, 1812-го и 1945-го годов. Агрессоры последовательно угрожали духу, душе и телу нашей цивилизации. Если в начале семнадцатого столетия речь шла об отказе от Православного христианства, на рубеже девятнадцатого столетия — о включении России в орбиту французского культурного господства, то в середине двадцатого века вопрос встал о физическом уничтожении русского народа. Наши предки с честью ответили на брошенный вызов.
Россия оказалась единственной цивилизацией планеты, устоявшей перед западной колониальной экспансией. И впредь мы намерены отстаивать свой самобытный путь развития, не допуская превращения в чью бы то ни было духовную, культурную, политическую или экономическую колонию.
Россия победила фашизм и тем самым изменила ход мировой истории. До 1945 года на планете господствовало представление о «высших» и «низших» народах, являвшееся краеугольным камнем всех европейских колониальных империй. Напротив, Россия всегда являла пример общества национального равноправия. Фундаментальным принципом нашей цивилизации была христианская заповедь о братстве людей всех языков и рас. Победа нашей страны над гитлеровским Рейхом предопределила глобальный крах доктрины господствующих рас и культур. 1945 год ознаменовал необратимый поворот от эры колониальной эксплуатации к эре многополярного мира. Это величайшая заслуга Российской цивилизации, не допустившей установления планетарной монокультуры.
Россия первой открыла дорогу в космос, указав человечеству новые горизонты развития. Приоритет был достигнут несмотря на то, что наши конкуренты располагали значительно большими материальными ресурсами для такого эпохального прорыва. Космическому первенству способствовала принятая русскими бескорыстная модель прогресса, когда творческий поиск ценится выше ожидаемой прибыли. Российская модель прогресса может рассматриваться как альтернатива прогрессу хищническому и агрессивному.
Православное христианство как духовный ориентир
Ключевой ценностью для обществ любого культурно-исторического типа является Вера. Духовным сердцем Российской цивилизации по праву считается Православное Христианство.
После раскола христианского мира именно Православная церковь сохранила в максимально неповреждённой степени чистоту Христовых заповедей, в то время как Западная цивилизация-«сестра» всё более уклонялась в сторону расчетливого меркантилизма и агрессивного социал-дарвинизма. И хотя в личном, индивидуальном поведении множество русских зачастую проявляло себя худшими христианами, нежели западные европейцы, но коллективное сознание народа и культурный код нашей цивилизации, раскрывшиеся в исторических деяниях, зримо подтверждают неоспоримую преимущественную близость России к первозданному учению Христа.
Православие подарило русскому народу дух подвижничества и нестяжательства, позволивший вопреки материальным расчётам освоить суровые просторы степей, тайги и тундры. Именно эта духовная сила подкрепила невиданный в истории человеческих миграций северо-восточный, внутриконтинентальный вектор переселения, от благодатных приморских окраин к суровому центру Евразии. Мы не создавали грабительских колониальных империй, не торговали побеждёнными рабами, не превращали народы окраин в «унтерменшей», памятуя о том, что «несть ни эллина, ни иудея, ни скифа, но все и во всех Христос». Исполнение заповеди о любви к ближнему дало возможность обеспечить равноправие всех народов многонациональной державы, исключая концепцию «высших» людей и рас. Наше национальное богатство создано не путём финансовых манипуляций и разбойного грабежа, осуждённых христианской моралью, а честным трудом на родной земле. Христианская жертвенность нашего народа помогла выстоять в самых жестоких и кровопролитных войнах мировой истории.
Верность наших народов своему духовному выбору была подтверждена в годы религиозных гонений ХХ века. Невиданные богоборческие репрессии не превратили сознание соотечественников в «чистый лист», а Россию — в чистое поле для прозелитизма. Даже в социалистическом обществе, формально ведущем непримиримую борьбу против религии, все общепризнанные нравственные ценности и принципы имели исключительно христианскую природу. Теперь, пережив атеистическую эпоху, мы последовательно возвращаемся к своей религиозно-нравственной традиции и по-прежнему видим её воплощение в Православной церкви.
Мы также видим, что в современном христианском мире одна Православная церковь остаётся последовательным оплотом защиты вечных нравственных ценностей, в то время как конфессии Запада одна за другой капитулируют перед напором агрессивного аморализма и готовы ревизовать до неузнаваемости Священное писание, лишь бы примириться с осуждёнными христианством извращениями человеческой природы.
Наша цивилизация различает разные виды терпимостей. Она не может уравнять с одной стороны,- оправданную терпимость к инакомыслящим людям, по-своему ищущим путь к добру, терпимость к «добрым самарянам», и, с другой стороны — ничем не оправданную терпимость к пороку, терпимость к распространению греха. Традиционное братолюбие Православного христианства в течение веков гарантировало мирное сосуществование с другими традиционными конфессиями в рамках единого государства. Сегодня это же качество в сочетании с нашим цивилизационным пониманием терпимости, позволяют Православию выступить в качестве лидера, формирующего совместный фронт традиционных конфессий в защиту всечеловеческих нравственных ценностей от разрушительной аморальной агрессии.
Народ — созидатель
Становым хребтом нашей многонациональной цивилизации является Русский народ. Он сыграл ключевую роль в её формировании и развитии, подобно тому как в Дальневосточной цивилизации подобную выполняли китайцы (хань), а Ближневосточной — арабы.
Русский народ продемонстрировал в ходе своей истории уникальную военную стойкость, творческую активность и социальное бескорыстие. Разделившись на три ветви — собственно русских, украинцев и белорусов (подобно тому, как при рождении Западной цивилизации на три ветви разделилась империя Карла Великого) — русский национальный мир сохраняет выдающуюся языковую, культурную и духовную близость.
Русский народ выступил государствообразующим народом Российской державы, вокруг которого объединились народы, исторически связанные с ним общей судьбой. Прочность такого объединения была обусловлена справедливостью русского характера, стремившегося к установлению подлинно братских, равноправных межнациональных отношений: как в быту, так и на государственном уровне.
Стратегическим условием сохранения динамичного и самостоятельного развития нашей цивилизации является эффективная и последовательная поддержка её системообразующего народа, его творческих и духовных энергий.
В настоящее время критическим препятствием для полноценной самореализации русского народа является почти полное отсутствие культурно-цивилизационной инфраструктуры. Первостепенной жизненной необходимостью является поддержка культурных, экологических, досуговых, бытовых, потребительских, спортивных, туристических, семейных, образовательных проектов и общественных инициатив, направленных на сохранение цивилизационной идентичности.
Полнота и культурное богатство цивилизации достигается при условии поддержки и развития всех ее этнокультурных начал. Неиссякаемым источником развития нашей цивилизации стало ее этническое разнообразие, вобравшее в себя национальный потенциал северной и восточной Европы, Кавказа и Причерноморья, центральной и северной Азии. Угро-финские, тюркские и кавказские народы, народы Севера и Сибири, объединенные с русскими общностью исторической судьбы, стали полноправными участниками цивилизационного строительства.
География нашей цивилизации, её экономические приоритеты и неизбежность Евразийского союза
Русский народ заселил северную часть Евразии — удалённую от незамерзающих морей территорию с суровым континентальным климатом, малопригодную для высокорентабельной экономики. Впервые в мировой практике мы стали свидетелями многовекового миграционного потока, направленного против градиента плодородия и хозяйственной привлекательности. Русская история была историей преодоления русской географии. Наши предки совершили подвиг, построив сверхдержаву в широтах, где залегает вечная мерзлота. Уральско-сибирская эпопея была обусловлена российской моделью бескорыстной экспансии, когда насильственному завоеванию густонаселённых богатых земель («места под солнцем») наши предки предпочитали освоение свободных, пусть и малорентабельных пространств («движение встречь солнцу»). В настоящее время усилия первопроходцев могут быть с лихвой вознаграждены обилием природных ресурсов Севера, только недавно ставших доступными для разработки — при условии, что открытые ресурсы будут использованы ради долгосрочных целей нашей цивилизации, а не превратятся в объект хищнической эксплуатации.
В то же время суровый континентальный климат северной и центральной Евразии с длинной зимой и значительной глубиной промерзания почвы снижает не только рентабельность сельского хозяйства, но и всякой иной хозяйственной деятельности (за счёт дополнительных издержек на отопление, строительство, транспорт и т. д.). В таких обстоятельствах открытость национального рынка влечёт перманентный отрицательный баланс инвестиций, так как капитал стремится в более благоприятные климатические зоны, сулящие более высокую прибыльность вложений. Значительный отток капитала, имеющий место в последние двадцать лет, обусловлен прежде всего не субъективными социально-политическими, а объективными природными факторами.
Особенности нашего географического положения затрудняют равноценную конкуренцию на мировом рынке, такое положение требует от народов континентальной Евразии взаимной поддержки и координации. В современных условиях наша цивилизация не только объединяет духовно близкие народы, сумевшие преодолеть суровый континентальный климат, но также обретает черты прагматичного экономического союза в глобальной рыночной конкуренции.
Настоятельной потребностью для наших народов является создание относительно автономного рыночного пространства, с согласованной тарифной, ценовой, эмиссионной политикой. Чтобы выстоять в мировой конкуренции и достичь необходимой пороговой величины экономического потенциала для формирования суверенного рыночного пространства, нам необходимо взаимовыгодное объединение наших ресурсов и возможностей с ресурсами и возможностями близких народов в рамках Евразийского Союза. На мировой арене этот союз должен стать равноценным партнёром таких самодостаточных экономических субъектов, как США, Китай, Евросоюз.
Чтобы преодолеть неизбежную в условиях нерегулируемой экономики перманентную утечку капитала, государство должно отказаться от либертарианского принципа «laissez faire» и вернуться к активной социальной и инвестиционной политике. В консолидированном бюджете государства и муниципальных образований должна сосредотачиваться, как минимум, не меньшая доля ВВП, чем в странах с умеренным климатом (В странах Европы консолидируемая доля ВВП закономерно растёт от юга к северу).
Бюджетные ресурсы государства должны направляться не на поддержку финансовых институтов, а на осуществление конкретных инвестиционных проектов на ключевых направлениях технического и социального прогресса. Эта смена приоритетов должна ознаменовать общий поворот от хрематистики (умножению денежных единиц) к экономике (умножению реальных ценностей) во всех сферах хозяйственной деятельности.
Наконец, настоятельной потребностью социальной политики государства является преодоление недопустимого разрыва в уровне жизни. Духовные ценности нашей цивилизации с её архетипическим стремлением к справедливости находятся сегодня в вопиющем противоречии с фактическим распределением доходов, когда сверхприбыли олигархического класса возникают за счёт сверхэксплуатации большинства граждан, а также благодаря монопольному доступу к общенациональному достоянию: бюджетным или природным ресурсам.
Национальная элита — залог цивилизационного успеха
Ключевую роль в развитии всякой цивилизации играют национальные элиты. Понятие национальной элиты далеко не тождественно правящему слою. Сюда относится только та совокупность интеллектуальных, духовных, политических лидеров, которая разделяет базовые ценности данной цивилизации, развивает лучшие традиции её прошлого и борется за её творческое, независимое будущее. Таким образом, причастность к национальной элите определяется не столько статусным положением личности в обществе, сколько её вкладом в достижение общенационального и общецивилизационного успеха.
Судьба национальной элиты неразрывно связана с судьбой своего народа. Если правящий слой любого государства не соответствует подобной миссии — он превращается в проводника воли чужих национальных элит. Трагические последствия может иметь как отказ правящего слоя от исполнения национальных задач, так и противопоставление узконациональных задач общецивилизационным. И утрата национальной идентичности, и вычленение отдельной нации из контекста своей цивилизации, её противопоставление с ближайшими по духу и общественному устройству соседями, ведёт, в конечном итоге, к культурной и этнической ассимиляции такого народа внешними силами, превращает его в «удобрение для других народов» (П. А. Столыпин).
В наши дни Россия, так же как ряд других культурно близких стран, испытывает острую потребность в дееспособной национальной элите. Дефицит цивилизационно мыслящих творческих сил порождён общим системным кризисом, охватившим народы нашего культурно-исторического типа в конце ХХ века. Для России, как страны—цивилизационного лидера, отсутствие влиятельной национальной элиты может иметь наиболее драматические последствия.
Главной задачей текущего исторического периода должно стать формирование ответственной национальной элиты, способной преодолеть кризис и обеспечить цивилизационное возрождение. На это должны быть нацелены усилия государства и гражданского общества. Стремление внести свой вклад в становление подлинной национальной элиты, обеспечивающей стратегический успех Российской цивилизации, должно считаться высшим достоинством для молодого поколения соотечественников.
Факторы стабильности и динамики нашей цивилизации
Каждая цивилизация формирует свой набор механизмов общественной интеграции. Если в других культурах значительная роль принадлежит родовым, кланово-корпоративным, коммерческим или профессиональным связям, то в российской цивилизации уникальное интегрирующее значение приобрели Государство и Церковь.
Это связано с тем, что наши соотечественники в малой степени готовы жертвовать индивидуальной свободой ради групповых интересов, но значительно чаще демонстрируют готовность отказываться от личных амбиций во имя более высоких целей — патриотических или духовных идеалов. Отношение не только к Церкви, но и к государству в нашем обществе носит почти сакральный характер. Критическое ослабление государства и Церкви влечёт катастрофические последствия.
При формировании интегрирующего мировоззрения в Западной цивилизации исключительную роль играет система права (писаных законов), в Ближневосточной — традиционная этика, в Российской — целеполагающая идеология. Общества таких типов можно соответственно назвать номократией, этократией и идеократией (В. В. Кожинов). Утрата целеполагающей идеологии в России порождает такой же социальный хаос, к какому в западной Европе привела бы отмена законодательства, а в Арабском мире — крах авторитета духовных и общественных лидеров. Поэтому потребность в национальной идее у русских выражена гораздо острее, нежели у народов других культурно-исторических типов. При этом национальная идея не сводится к банальному этническому эгоизму, а приобретает общецивилизационное значение. Мобилизация творческих сил всех народов нашей цивилизации может быть осуществлена только при реализации долгосрочного общественного проекта, отвечающего идее такого масштаба.
Западное общество, структурированное преимущественно вокруг материальных интересов, имеет своей движущей силой предпринимательский класс, чья деловая активность неизменно отражается на политической жизни этих стран. На Ближнем Востоке, с его развитой кланово-родовой структурой, движущей силой общества являются авторитетные лидеры «больших семей» и вооружённых формирований. В Российской цивилизации ключевую роль в определении вектора развития играет интеллектуальный класс, вырабатывающий общественно-политические идеи. Хотя наша интеллигенция, как правило, не располагает такими вескими аргументами, как финансовые ресурсы и оружие, но овладевшие её умами социальные проекты рано или поздно неизбежно претворяются в жизнь. На переломных рубежах истории российский интеллектуальный класс действует более решительно, чем хозяйственная или военная элита, увлекая за собой остальные слои общества. В конечном итоге будущее России и близких ей народов зависит от того, какие идеи будут приняты её творческим, креативным слоем.
Несмотря на расхожее представление, наибольшую угрозу для Российской цивилизации представляют отнюдь не зарубежные геополитические конкуренты. Всякое внешнее давление на нашу страну, если оно выражено достаточно открыто, служит сильнейшим мобилизующим фактором. В ответ на серьёзное иностранное вторжение или вмешательство русские традиционно демонстрируют пробуждение необычайно мощного потенциала сопротивления. Можно сказать, что внешняя конкуренция в таких случаях компенсирует недостаток внутренней конкуренции и стимулирует новый рывок в развитии.
Гораздо более опасным для развития страны оказывается внутреннее духовное капитулянтство, выражающееся в добровольном отказе от ценностей собственной цивилизации. Ослабление национального самосознания, размывание национальной элиты, выдвижение слоя лидеров, ориентированных на идеалы других цивилизаций — вот регулярно повторяющаяся в истории первопричина российских катастроф. Иностранное влияние в подготовке таких событий носит скорее косвенный, нежели прямой характер, хотя внешние силы являются очевидными благополучателями в результате каждого нашего цивилизационного кризиса. Все попытки радикально реформировать Российскую цивилизацию по заимствованному образцу заканчиваются неизменной неудачей, которая сопровождается бедствиями нашего народа, утратой нашего геополитического влияния и усиливающейся иностранной эксплуатацией наших ресурсов: как в материальной, так и в гуманитарной сфере.
Подобной цивилизационной катастрофе обычно предшествует возникновение в ключевых центрах страны выраженного «контрцивилизационного слоя», противопоставляющего себя русскому обществу и его традиционным ценностям. Идейной атаке со стороны этого слоя подвергаются базовые институты и символы общества: Армия, Семья, Русская история, Русское национальное самосознание. Но наиболее сильные удары наносятся по государственным и религиозным ценностям, так как Государство и Церковь имеют в жизни нашей цивилизации совершенно исключительное значение.
Стратегической задачей является сохранение авторитета этих интегральных структур российского общества. Вместе с тем, необходимо совершенно ясно понимать, что процессы эрозии общественных основ носят двусторонний характер. Уникальная роль государства и церкви в русском обществе налагает особую ответственность на государственных служащих и священнослужителей, поскольку их несоответствие возложенным задачам угрожает подрывом самих устоев нашей цивилизации. В нашем обществе снижение доверия к важнейшим интегрирующим институтам выступает бóльшим дестабилизирующим фактором, чем снижение уровня жизни, и не может быть компенсировано никаким ростом материального благосостояния.
Базисные ценности как маяк будущего
Нашей цивилизации чужд эгоцентризм, наша национальная идея не может быть сведена к банальному этническому интересу. Такая целеполагающая идея должна преследовать глобальную миссию, связанную с изначальным духовным импульсом, полученным при Крещении Руси. Доминантой нашего мировоззрения является стремление к устроению человеческих отношений на ценностной основе. В его основе — вера, справедливость, единство, нравственность, достоинство, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, стремление ко благу человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность.
В 2011 году на XV Всемирном Русском Народном Соборе эти ценности были провозглашены фундаментом общенациональной идентичности.
Мир вступает в эпоху, когда стремительный научно-технический рост и накопление материальных благ вступают в опасный диссонанс с тенденциями духовной деградации. Под угрозой оказались право на жизнь, семейные ценности, общественная мораль и сама сущность человека как личности, обладающей высшим достоинством. Очевидно, что подлинный прогресс не может сопровождаться этическим регрессом, отказом от фундаментальных нравственных норм. Всем, кто не утратил ориентиры добра и зла, необходимо противостоять духовному одичанию наших современников. Сегодня именно Российская цивилизация в лице Русской Православной Церкви предложила Учение о достоинстве, свободе и правах человека, основанное на сохранении нравственной цельности человеческой личности. Мы намерены защищать и отстаивать эту концепцию в глобальном масштабе, и убеждены, что правовая доктрина будущего должна обеспечить полноценную религиозную, культурную и материальную жизнь каждого человека. Не может получить общественного и юридического одобрения право на грех. Научно-технический прогресс обязан не противоречить, а содействовать раскрытию духовного потенциала людей.
Историческим призванием нашей цивилизации является cоздание условий для полноценной культурной, творческой, религиозной, политической и материальной жизни наших народов на основе общенациональных базисных ценностей. Этот принцип мы должны использовать также и в международных отношениях. Все общественные преобразования должны быть посвящены не удовлетворению корыстных интересов отдельных социальных групп, а достижению этой великой задачи.
Солидарность как идеал Российской цивилизации
Солидарность принадлежит к числу принятых Всемирным Русским Народным Собором общенациональных базисных ценностей. Наряду с ценностями патриотизма и справедливости она принадлежит к особому ценностному ряду, имеющему ярко выраженное социальное измерение.
На протяжении всей своей истории Россия вдохновлялась идеалом общества-семьи, объединённой братскими отношениями согласия и взаимовыручки. Такое общество способно избежать несправедливости кастового строя (когда социальные слои разделены материальной и духовной пропастью) и модернистского атомизированного социума (когда общественные связи упраздняются и каждый живёт только для себя). На протяжении российской истории стремление к солидарности последовательно проявлялось в общине, приходе, артели, коммуне. Современные средства коммуникации открывают новые возможности межличностных связей и коллективных действий, позволяют строить солидарное общество на новом социальном и техническом уровне, учитывая позитивный и негативный опыт прошлого.
Солидарность отличается от тоталитаризма ненасильственным, сознательным характером общественного единения, сохранением широкой личной свободы наряду с императивом общенационального и общецивилизационного долга. Она также предполагает широкое и регулярное участие граждан в управлении государством, максимально задействуя прямые рычаги управления (референдумы, самоуправление малых пространств) и сводя к минимуму уровень отчуждения простых граждан от принятия политических решений. Идеал солидарности, соборного единства народа и власти не был для нашей цивилизации утопической мечтой, но был глубоко укоренен в отечественной истории.
Идея солидарности предполагает не только особый тип человеческих отношений, но и особый тип экономического устройства. Принципу солидарности соответствует общегражданская собственность на природные ресурсы и инфраструктуру, всенародное участие в получении прибыли от их эксплуатации и общенациональная ответственность за состояние окружающей среды.
Содержанием общественных реформ в нашей стране не может быть дальнейшее разрушение социальных связей, атомизация общества, внедрение социал-дарвинистских поведенческих моделей в интересах узкого квазиэлитарного слоя. Перемены в нашей стране и странах близкого цивилизационного типа должны быть прежде всего нацелены на выработку солидарных форм существования, ориентироваться на настроения народного большинства.
Мы убеждены, что поиск оптимальных форм общества, в основе которого лежит ценностный идеал солидарности, является глобальной тенденцией. Новые, современные формы экономической, коммуникативной и социальной солидарности возникают и развиваются во многих странах Востока и Запада. Россия имеет бесспорные основания, вытекающие из её цивилизационного опыта, чтобы стать мировым лидером на этом пути.
В историческом плане Россия является самой молодой из проявивших себя мировых цивилизаций, а русские — одним из самых активных и динамичных народов Земли. Это даёт нам уверенность, что наша страна в сравнительно короткие сроки преодолеет последствия цивилизационных кризисов, имевших место в начале и в конце ХХ века, и успешно продолжит свой поступательный, независимый, творческий путь.
Мы призываем всех мыслящих людей России поверить в самоценность нашей цивилизации, осознать свою личную роль в судьбе нашей страны и принять на себя ответственность за её будущее.
Наступает время выбора в пользу нашей цивилизации.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Тюменском форуме Всемирного Русского Народного Собора
URL: http://www.vrns.ru/news/2992/#.VGI_fPvMcwo
21 июня 2014 года
21 июня 2014 года Глава ВРНС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия и первом пленарном заседании Тюменского форума Всемирного Русского Народного Собора по теме «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир» и выступил с большой речью.
«Уважаемый Игорь Рюрикович! Уважаемый Владимир Владимирович! Ваше Высокопреосвященство, владыка Димитрий! Уважаемый Геннадий Николаевич! Отец Всеволод! Дорогие участники этого исторического собрания!
Мы создали отделение Всемирного Русского Народного Собора в Тюмени, в одном из важнейших регионов нашего Отечества, от которого во многом зависит успех экономического развития и процветания Родины. Экономика играет очень важную роль в формировании могущества страны, ее материального благополучия, в укреплении обороноспособности. Но мы знаем, что очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, — когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель. Совершенно очевидно: от того, что происходит на уровне нашего сознания, наших убеждений, на уровне нашей внутренней, духовной жизни, во многом зависит, будет ли положительным или отрицательным результат, и это применимо к личности, к семье, к обществу и государству.
Тема, поднятая сегодня, представляет чрезвычайную важность для нашего будущего. Мы прекрасно понимаем, что сохранить наше Отечество — Россию — можно, только обеспечив межнациональный мир и взаимопонимание всех народов, ее населяющих. Если брат поднимет руку на брата, если каждая нация начнет обособляться от других, выкраивая из единого государственного организма лоскуты этнических уделов, то страну ожидает катастрофа, о чем достаточно красноречиво свидетельствует наша давняя и недавняя история.
Но у поднятой на форуме проблемы есть и обратная сторона, есть иное прочтение. Не только межнациональный мир является залогом единства России. Совершенно справедливо и то, что единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии. Потому на всех нас — на тех, кому дороги наша страна и наша цивилизация, созданное нами содружество народов, — возложена двуединая задача: не только беречь межнациональный мир во имя единства России, но и беречь единство России во имя межнационального мира.
Не случайно форум, затронувший столь судьбоносную тему, проходит в Западной Сибири. Переход через Урал и освоение сибирского субконтинента стали важнейшей вехой в созидании российской государственности. Сибирь дала русскому народу тот запас прочности, который позволил нашей стране перерасти региональный уровень и стать державой мирового значения.
Говоря об огромном, стратегическом значении Сибири и Урала в судьбе Российской цивилизации, мы ведем речь не только об огромных природных богатствах русской Азии. Хотя и их роль тоже трудно переоценить: ведь еще со времен Петра Великого мы обрели в Зауралье мощную металлургическую базу, недосягаемую для наших недругов, особенно во времена военных конфликтов, а сегодня Зауралье и Западная Сибирь стали центром российской энергетической мощи и во многом локомотивом нашего развития.
Однако главное для нас — это вклад сибирской эпопеи в формирование русского национального характера. Здесь русские в полной мере проявили себя как смелый и решительный народ-первопроходец; народ, не боящийся вызовов пространства и климата; народ, ставящий духовные ценности выше материальных обстоятельств. Сибиряки издавна славятся тем, что являют собой пример сильной воли, твердости и редкого мужества. Именно эти качества ярчайшим образом проявились в годы Великой Отечественной войны, когда сибирские дивизии находились на острие атакующих ударов нашей армии. Эти же качества понадобились в годы освоения нефтегазовых месторождений Тюменской земли, совершенного в условиях вечной мерзлоты, неблагоприятного климата, бездорожья, полного отсутствия транспортной инфраструктуры.
Не менее важно для нас и то, что Сибирь в рамках Российского государства изначально развивалась как пространство межнационального мира, взаимного уважения и соработничества разных народов. Российская стратегия освоения Сибири коренным образом отличалась от западноевропейских моделей колонизации. Здесь не знали геноцида и резерваций, здесь не было деления на народы господ и народы рабов. Русские переселенцы всегда относились к коренным жителям северной Азии по-христиански, как к равным, стремясь устроить совместную жизнь к общему благу. При этом вместе с выходцами из Центральной и Северной России Сибирь приняла большое число переселенцев с Украины и из Белоруссии, из среды народов Поволжья, а позднее, когда границы нашего Отечества расширились на юг, — также с Кавказа и из Средней Азии. Следует признать, что сегодняшняя динамичная, бурно развивающаяся Западная Сибирь является бесспорным результатом совместного труда всех народов, объединенных Русью, результатом государственного единства нашей страны и достигнутого в ней межнационального мира.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что, в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму, Всемирный Русский Народный Собор опирается на русскую национальную традицию, обладающую огромным созидательным потенциалом; на ту традицию, которая, вдохновляясь христианскими идеалами братской любви, объединила и русский народ, и всю многонациональную Россию, обеспечив прочный межнациональный мир. Русских иногда называют народом мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим давать сдачи. А ведь именно эти качества, сформированные в первую очередь под влиянием Православной Церкви, и привели к тому, что вместе с этим народом, без всяких рисков потерять свою национальную самобытность, свое достоинство, трудятся многие и многие другие народы. Что было бы, если бы русские не имели этой мягкой открытой души, сформированной Православием? Они оттолкнули бы своей силой очень многих и никогда не стали бы ядром огромной многонациональной страны. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму Русский Народный Собор обладает потенциалом, который позволяет, опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и братскому сотрудничеству народов и этносов в единой семье Российского государства.
Какие же из стоящих перед Собором и перед всем обществом задач имеют непосредственное отношение к теме нашего форума? Что мы можем сделать, чтобы обеспечить единство нашей страны и межнациональный мир в условиях, когда множество внешних факторов работает на его разрушение? Впрочем, не только внешних, но и внутренних: мы с вами являемся свидетелями того, как то здесь, то там возникает, по разным причинам, напряжение на межнациональной почве. Однако до сих пор эти инциденты, по милости Божией, купировались совместными действиями народов Руси, сознающих принципиальную важность сохранения межнационального мира.
В Евангелии сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Избегая прежде всего этого гибельного разделения в самих себе, мы можем обозначить три важные задачи, которые стоят перед Собором. Эти задачи связаны между собой, и их можно выстроить по иерархической вертикали: 1) обеспечение единства и взаимопонимания внутри русского народа — без этого взаимопонимания и консолидации русского народа не может быть консолидации межнационального общества; 2) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и Российским государством, потому что крушение Российского государства в начале XX века и произошло по той причине, что под влиянием многих факторов и внешних воздействий значительная часть русского народа вступила в конфликт со своим собственным государством; 3) обеспечение единства и взаимопонимания между русским народом и другими братскими народами нашей страны.
Это триединая задача, которая выстраивается в той последовательности, о которой я только что сказал. Но, безусловно, решение этих задач не может быть разделено во времени: мол, когда решим первую, возьмемся за вторую, а потом за третью. Так ничего у нас не получится. Все эти задачи мы должны решать одновременно, потому что все они актуальны и требуют нашего безотлагательного участия. Однако мы должны ясно сознавать, что отсутствие единства внутри русского народа подрывает почву для решения следующих в обозначенной иерархической линии задач.
Сегодня в России наблюдается невиданная за минувшие три десятилетия консолидация общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального самосознания работа, которая проводится в обширных регионах Российской Федерации, население которых всегда считалось русским. Так, во время Всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность — казак» и «Национальность — сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в интернете, создавались сообщества в социальных сетях. Современному человеку сам разговор об отделении Сибири от России может показаться абсурдом, абсолютно беспочвенной идеей, — но ведь всего полтора века назад таким же абсурдом казалось отделение Украины!
Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на академическом уровне. Так, некоторые статусные ученые мужи дают официальные заключения о существовании национальности «казак», утверждают, что русский народ трудно представить как некий «гомогенный субъект» и для русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую».
В меморандуме «О единстве русского народа» Собор ясно и недвусмысленно высказался по этому вопросу. Домыслы о гетерогенности русского народа — это миф, имеющий сугубо политическую природу. По мировым масштабам русские — исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты. Феномен русской монолитности объясняется тем, что в нашем национальном самосознании исключительное место занимает связь личности с государством. Этническая идентичность русских больше, чем у любых других народов, сопряжена с идентичностью государственной, с российским патриотизмом и с верностью государственному центру.
Вот почему чрезвычайно важно развитие национальных общественных организаций, основанных на традиционной для русских лояльности к своему государству. Под лояльностью мы понимаем вовсе не примиренчество с теми недостатками, с которыми сталкивается наш народ в общении с властью, в том числе страдая от многих преступлений, совершаемых на экономической почве, как и от многих до сих пор не решенных социальных проблем. Но все эти задачи нашей внутренней, национальной повестки дня мы должны решать, сохраняя единство нашего народа и сохраняя то отношение к государственности, которое всегда было присуще русской нации.
Необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей. Федеральные русские организации должны стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами национальной политики, «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны. Действительно, в течение долгого времени на любые инициативы по объединению русских было наложено табу.
Помню, когда в 1993 году мы создавали Всемирный Русский Народный Собор, какой ужасной, лживой пропагандой, выплеснувшейся в средствах массовой информации, сопровождалось первое заседание Собора. Нас объявляли националистами, фашистами, желающими реставрировать идеологическую составляющую Советского Союза, и эта пропаганда достигала цели. Многие государственные деятели, представители власти на местах восприняли это как некое табу не только на деятельность по поддержанию русского национального самосознания, но и как табу на развитие отношений с Всемирным Русским Народным Собором.
Потребовались долгие годы работы Собора, чтобы преодолеть разного рода провокации, происходившие на его заседаниях, когда средства массовой информации, особенно телевидение, могли выхватить то или иное высказывание, а затем представить обществу, доказывая, что Всемирный Русский Народный Собор — чуть ли не черносотенная организация. Пришлось многое преодолеть, но сегодня настало время, когда и общество, и государство не видят никаких психологических или политических затруднений в том, чтобы работать вместе в рамках Всемирного Русского Народного Собора. На это ушли годы борьбы, годы труда, годы формирования интеллектуальных концепций, которые сегодня по милости Божией усваиваются нашим обществом и представителями государства.
Необходимо также открыть русские культурные центры, которые станут очагами созидательного национального сознания, проводниками традиции российского единства, средоточием государственно мыслящих общественных сил. Такие центры также могут стать и площадками межнационального диалога в регионах Российской Федерации, центрами дружеского взаимодействия национальных организаций всех народов страны.
Выступая за этнокультурное развитие и укрепление национального сознания, нельзя ни в коем случае забывать о том главном, что нас объединяет, — о нашей общей Российской цивилизации. На протяжении веков она была цивилизацией диалога, высоко ценившей уважение к иным народам и культурам, не боявшейся учиться у соседей и вместе с тем не позволявшей высокомерного отношения к собственным ценностям. Древняя Русь возникла не в результате покорения одних народов другими, не в результате насильственного навязывания культуры завоевателей, как не раз бывало в человеческой истории. Нет, рождение Руси — физическое, а затем духовное — результат равноправного свободного диалога славян, финно-угров и скандинавов, тюрков и византийцев.
Сегодня идея диалога культур и религиозных традиций занимает очень важное, я бы сказал, центральное место в работе Собора. Основной темой этого диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России, независимо от их национальности и вероисповедания. Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства.
Теория плавильного котла, основанная на опыте Соединенных Штатов, которые как бы перемалывали в едином политическом и географическом пространстве национальные особенности, оказалась абсолютно нежизнеспособной ни в Европе, ни в других местах земного шара. И в этом смысле Россия, которая подчеркивает важность национального, этнического, культурного факторов, которая никогда не посягала и не должна посягать в будущем на ограничение этих факторов при условии осознания всеми народами и этносами своей принадлежности к единой цивилизации, единой российской общности, являет для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий. Цивилизации, которая не противопоставляла, а объединяла народы. Цивилизации, которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее. Благодарю вас за внимание».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Русская общенациональная организация как важнейший инструмент объединения русского народа
Выступление члена Бюро Президиума, руководителя Секретариата ВРНС Олега Костина на пленарном заседании I Смоленского форума ВРНС по теме «Время русский народ собирать» 29 октября 2014 года
URL: http://www.vrns.ru/analytics/3368/#.VGJCl_vMcwo
Единство каждого народа обеспечивается своими, самобытными механизмами. У народов Запада на первое место выдвигается корпоративное единство, порождённое общностью экономических интересов. Для русских решающую роль в национальной консолидации всегда играли Государство и Церковь.
Вне Государства и Церкви русский народ существовать не может. В нашей истории не было иных интегрирующих начал, собирающих нас в единый национальный организм. Вне Государства и Церкви могут встречаться отдельные личности с ярким национальным самосознанием — но нет народа. Это доказывает и опыт белоэмиграции, и опыт существования постсоветской диаспоры. Русские объединяются либо при поддержке Государства, либо вокруг Церкви. Все остальные инициативы по объединению были неудачными, носили краткосрочный или откровенно сектантский характер.
Каким же может быть объединение русских, способное эффективно представлять интересы русского народа? Во-первых, это должно быть этнокультурное, а не политическое объединение. Не политическое — это значит не ставящее перед собой задачи борьбы за власть, а лишь решающее задачи представительства русских в рамках межнационального диалога, взаимодействия с органами власти всех уровней. В его открытости для русских сторонников любых партий как раз должен проявляться его объединяющий потенциал. Решение этнокультурных задач — открытие Русских культурно-образовательных центров, реализация проектов и программ с участием молодежи, создание индустрии товаров и услуг, формирующих национальную и цивилизационную идентичность, стоит, на мой взгляд, на первом месте.
Во-вторых, это должно быть объединение, не противопоставляющее себя государственной власти, а настроенное на тесное сотрудничество с Российским государством, как с главным интегрирующим началом для русского народа. И это должно быть объединение, тесно связанное с Русской Православной Церковью, признающее духовный авторитет Церкви, причем объединение светское, открывающее в свои ряды доступ не только православным христианам, но и тем, кто либо находится в поисках веры, либо принимает и уважает православные ценности.
Всем вышеперечисленным условиям в полной мере соответствует общественное национальное объединение русских — Всемирный Русский Народный Собор. ВРНС возглавляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, то есть органично связан с Церковью, оставаясь при этом светской организацией. ВРНС взаимодействует с государственным руководством — на уровне полпредов, министров, губернаторов. ВРНС не является политической организацией, но его трибуной неоднократно пользовались лидеры ведущих политических партий страны, стремящиеся так или иначе обсуждать вопросы развития русского народа, других народов России.
ВРНС не создано «сверху», по формальному распоряжению, и не является самодеятельностью обособленных энтузиастов. Это результат встречного движения «сверху» и «снизу», точка единения разных слоёв русского народа.
В ВРНС находят себя представители разных профессиональных направлений, современных сословий русского общества. Здесь есть представители русской творческой интеллигенции, задействованные в организации наших культурных акций, в деятельности наших СМИ и в работе Экспертного центра. Здесь есть представители русского научно-технического, инженерного класса, создающие Русское техническое общество во главе с известным космонавтом, членом Бюро Президиума С. К. Крикалёвым. На протяжении многих лет ведется работа с педагогическим и медицинским сообществами. Здесь есть представители русского бизнеса, объединённые в клубе «Русский предприниматель». Наконец, в нашей работе участвуют русские офицеры, сотрудники силовых ведомств, молодёжь, спортсмены и болельщики.
Мы также рассчитываем на продуктивное взаимодействие с государственной элитой, определяющей курс страны. Для этого необходимы серьёзные взаимные усилия, позволяющие преодолеть отчуждение государственного аппарата от русского народа, русских национальных ценностей. То, что российская элита долгое время находилась под сильнейшим влиянием Западной цивилизации, наложило тяжёлый отпечаток на методологию государственного аппарата, выработало неприемлемые сегодня стереотипы политического мышления.
На само слово «русский» в языке официальной политики долгое время было наложено табу. Антагонизм такой идеологии не только с долгосрочными целями русского народа, но и с конкретными управленческими задачами становится всё более откровенным. Мы должны в полной мере преодолеть это нарастающее противоречие, имея в виду стремление российского чиновного класса опереться на русский народ в противостоянии с другим цивилизационным мышлением. В числе первоочередных задач: изменение мышления государственной элиты, в том числе через изменение её официального языка. Нами уже приложены усилия для того, чтобы реабилитировать в языке государственного аппарата словосочетание «Русский народ».
Положительные плоды многолетнего диалога ВРНС с государственной властью проявляются сегодня в официальном применении таких формулировок, как: «Русские — государствообразующий народ», «Россия — самостоятельная цивилизация», «России необходим не только политический, но также гуманитарный и технологический суверенитет», «Русский мир простирается за пределы России и является сферой её политической ответственности», «Православие — фундамент нашей национальной культуры», «Российская цивилизационная общность». Мы должны добиться того, чтобы эти мировоззренческие координаты стали стержневыми для современного государственного аппарата.
В таком случае государственная власть станет близкой для всех русских, и государство сможет внести свой традиционно высокий вклад в консолидацию русского народа. А ВРНС, со своей стороны, намерено вносить свой вклад в эту святую и чрезвычайно важную сегодня задачу. Когда русские были разобщены, Россия переживала катастрофические провалы на своём историческом пути. Но действуя солидарно, наш народ способен совершать небывалые достижения. Так было и так будет.
🗲