СССР. Советское — значит свежее. Соцреализм, как метод, показывал человека в работе, в семье, в становлении личности, в подвиге, в спорте.

Советское искусство всегда обращалось к сознанию человека, а не рылось в его извилистом, иной раз, тёмном, а в другой раз - в грязном подсознании. Соцреализм - это метод, ближе всего стоящий к классицизму, не подразумевал повышенного интереса к низменным или, скажем, к преступным мотивам человеческой деятельности.

 СССР

  Советское — значит свежее

Источники информации — http://zina-korzina.livejournal.com/638363.html , zina-korzina;  http://zina-korzina.livejournal.com/637709.html ,  http://perunica.ru/sssr/6783-sovetskoe-znachit-svezhee.html  , опубликовал: svasti asta.

 

 

Советское - значит свежее.
«На лыжах»
Смукрович Пётр Иосифович.


zina-korzina:
Cоветское искусство было, видимо, действительно гениальным, раз в мой пост «Сочинение по картине» до сих продолжают поступать комментарии, а рассуждения о кинофильме «Весна на Заречной улице» некоторое время обгоняло по топовости очередной вброс от АрТёмы Лебедева. Значит, оно живо, оно спорно, оно — будоражит.

В своё время я предприняла попытку рассмотреть советскую живопись, кино и даже дизайн журнальных обложек с точки зрения обычного зрителя-профана. Исходя из принципа нравится / не нравится. Что нравится? Говорила о свете и цвете, потом ещё о высоте, о пространстве. Соцреализм зовёт и насыщает нашу жизнь полноценными красками, радует глаз и сердце. Но картины Фрагонара тоже прелестны своими искусственными небесами, шёлковыми розами и гладкими лицами — там тоже есть краски, которые восторгают.

Или вот, голливудское кино всегда нам показывало и даже иной раз продолжает показывать многочисленные, отлаженные на «фабрике грёз» хэппи-энды, венчающие сюжет. Но не краски полотен Герасимова, Пименова или Яблонской, не хэппи-энды, благодаря которым мы точно знаем, что через 9 месяцев у Новосельцевых будет уже три мальчика, а другое. Что?

Советское искусство всегда обращалось к сознанию человека, а не рылось в его извилистом, иной раз, тёмном, а в другой раз — в грязном подсознании. Соцреализм, как метод, показывал человека в работе, в семье, в становлении личности, в подвиге, в спорте.

Советское - значит свежее.
И.Зиемеле. «Золотая четвёрка. Рига».
Эти и другие замечательные картины вы можете смотреть по тэгу «Музей одной картины».
 

Этот метод, ближе всего стоящий к классицизму, не подразумевал повышенного интереса к низменным или, скажем, к преступным мотивам человеческой деятельности. Даже детективы отличались чарующей стерильностью — нам больше показывали слаженную работу милиции, чем работу преступника. Ибо зачем советскому человеку показывать формирование падали и её же последующие «подвиги», когда у нас есть положительные примеры?

Для отрицательного героя годились два-три сочных мазка — любит красивую жизнь (на стенах — постеры с блондинками в купальниках и шикарный мафон в районе трюмо, ибо там же — импортный парфюм), циничен по отношению к своей же девушке (красотка, но с сомнениями), ненавидит труд — вот вам и докатился паренёк до деяния, отмеченного уголовным кодексом, как преступление. Плохие — всегда плохие. Хорошие — всегда хорошие. Плохие должны исправиться, хорошие — обязаны помочь. Это, наверное, очень плоско, но для дидактики, которая пронизывала всю советскую жизнь — именно это правильно.

Буржуазно-враждебное искусство, помимо всего прочего, любило будоражить область нижних чакр, если можно так выразиться. Страх, ненависть, похоть, желание поржать — всё это активно используется в коммерческом кино, в литературе, в СМИ.

Разумеется, далеко не всё коммерческое искусство рассчитано на «простые движения». Но это именно тот момент, где соцреализм решительно расходился с тамошними стилями и методами. В СССР не писались актуально-сочные книги, которые могли бы воспитать шлюху, психопата или убийцу. Да, было много идеологизированного мусора, но он, хотя бы не вредил.

Советское - значит свежее.
В.Кутилин «Первое поле».

В СССР не было хоррор-фильмов (отдельные образцы, вроде «Вия» не в счёт — это всего лишь экранизация классики). В своё время советская пресса писала, что западные фильмы ужасов нужны для того, чтобы показать простом человеку, что…жизнь бывает ещё хуже. Мол, ты просто безработный или у тебя нет денег на оплату воды в кране, а там, на экране зелёно-пыпырчатая биомасса кушает таких же простых американцев, как ты. Ты в порядке, парень! Тебя никто не кусает, кроме дяди Сэма.

Потом, в 1990-е стали писать, что всё не так. Напротив, страх — это коммерческое чувство, хорошо продаваемое именно в сытых странах. Когда всё настолько стерильно и так сладко пахнет ванилью из ухоженной кухни, что уже хочется побояться и поорать, глядя на море кровищи или на вторжение роботов из района Проксима Центавра. И, разумеется, бояться — это привычно, можно. Это базовый момент — страх перед смертью, перед неизвестностью, перед инопланетянами…

А ещё писалось, что в СССР хоррор был не нужен, ибо хоррором была сама Советская Власть. На самом деле, соцреализм попросту не имел потребности в запугивании, тем паче, в запугивании на коммерческой основе. Напротив, постоянно муссировалась тема бесстрашия. Не бояться хулиганов во дворе, трудностей в тайге, фашистов в жестоком бою. Воспитывали по принципу: бояться — это стыдно. Иначе говоря, выкорчёвывали древний, животный ограничитель, создавая, тем самым, сверхчеловека. Страх — это стыдно, это глупо, это гнусно. А продавать страх — это ещё более отвратительно.

Советское - значит свежее.
В.Репка. «Водитель Валя». Киев.

С похотью всё то же. Знатоки темы и «профессионалы коитуса» часто мне пишут, что да, в СССР были изображения голых женщин и даже голых мужчин, но эта обнажённость не зовёт к совокуплению, а тупо изображает академически-целомудренное, даже унылое тело, асексуальное до крайности.

Не могу ничего сказать, разве что стыдливо замечу — белокурые бестии с картины Александра Дейнеки «Душ» куда как более зовущи, нежели тошнотворный порноактёр Рон Джереми, которого я, по счастию, видела только в одежде. Но, полагаю, что без штанов он бы мне понравился ещё того меньше. Он слабо напоминает мужчину, в отличие от. Ну, так вот.

В СССР действительно не было похоти в искусстве. Она была тоже не нужна, как и страх. Была любовь, было здоровое желание — оно считывалось взрослыми людьми, которые понимают, что герои Николая Рыбникова — отнюдь не платонические юноши. Или девушки с полотен всё того же Дейнеки. Они здоровы телом, они готовы к любви и к деторождению, у них всё в порядке с головой. И с тем, что ниже.

В СССР не было не секса, а именно бессмысленных извращений. Люди, смотрящие на обнимающуюся пару, понимали, что после свадьбы у них будет постель, а потом — дети. Показывать Новосельцева, который овладевает Калугиной посреди вороха деловых бумаг? А зачем? Или продолжать сцену, где Вася Кузякин по-новому увидел свою Надюху? Для чего? В зале сидят взрослые люди — они всё поняли, а детям этого не нужно.

Секс — это акт, данный природой для продолжения рода, а не для грязных фантазий с чулочками и латексом. Советское искусство и показывало красивых, здоровых самцов и самок (чего уж там!), которые создают нормальные семьи.

Советское - значит свежее.
А.Дейнека «Душ».

Чуралось советское искусство и прочих нездоровых тенденций — оно без дела не показывало психов, которые крушат и рушат. Оно не забредало в области затемнённого разума, создающего уродства. Цензура стояла на страже душевного здоровья и душевного спокойствия.
Показывать безобразное, больное, грязное — это, к сожалению, выгодно. Ибо падать проще, чем лезть в гору. Ржать над человеком в обгаженных портках проще, чем над перлами Ильфа и Петрова.

Прекрасное тело мраморного атлета не будит грязноватых фантазий, но показывает линии эталонной особи. Знаете, человек, воспитанный на хорошем и высоком, будет всегда хотеть именно хорошего.

Даже вот эта совьет-ностальжи, прорезавшаяся у сорокалетних мальчиков — это нормальная реакция бывших пионеров на усталось от всяческих Сomedy Club-ов, от натужного бугага и от бестолково-повсеместной рекламы лёгких отношений — наелись подслащённого дерьмеца, снова хочется свежего хлеба и парного молока. Поэтому все праздничные телепрограммы и забиты Шуриками, тётушками Чарли и Новосельцевыми, у которых непременно через 9 месяцев будет три мальчика!

 

Ядрёные Венеры. Сделано в СССР.

Советское - значит свежее.

В тему солнечной советской живописи — снова любимый Александр Дейнека с его излюбленным мотивом — купающиеся ядрёные девки. Картина «Купальщицы». Признаться, я бы не хотела иметь такую фигуру слишком много плоти, но я не об этом. Я о радости бытия, о светлом дне, о силе и бодрости простых советских девушек. Они невероятно красивы и сильны, эти пролетарки. Советские Венеры, понимаешь… И да, по тэгу Музей Одной Картины много такого прекрасного.

 

 

Первоклассница, гимназистка, дворянка…Пролетарка.

    Dec. 4th, 2012

На бизнес-ланч — картина из славного советского прошлого. Автор — Козлов Иван Александрович. Название — «Первоклассница», 1950 год. Сразу вспоминается одноимённый фильм — прелестная аристократическая вещица о гимназистках в духе Чарской, но это уже про советских девочек. Разницы — никакой, только в кадре иная эпоха. Сталинская эпоха изображалась, как наследница Империи. Об этом не говорилось, это давалось в ощушениях, в ритмах вальса, в звуках классики, в насаждаемой культуре. Сталинский стиль был сугубо антибуржуазен, как и положено стилю аристократии. Потому и не нравились стиляги — они были проводниками буржуазной культуры, в них не было искомой имперскости. Повторю — стиляги были проводниками не западной культуры, а именно — буржуазной. Никто, право же, не запрещал в 1950-м году читать Гёте и Шиллера, любить малых голландцев и слушать Моцарта.

Козлов Иван Александрович род.1920Первоклассница 1950.

 
На лыжах!

    Dec. 1st, 2012.

 
1.
  • Советские картины — потрясающи. Энергия, свет, высота… Продолжаю публиковать иллюстрации из советских журналов. На этот раз — из сборника о советском спорте. К сожалению, сам сборник оказался выброшен. Осталась только эта картина. Итак, автор Смукрович Пётр Иосифович. Коротко и ясно — «На лыжах». Выходных данных больше нет — ни года написания, ни биографии автора. Но главное не это. Прекрасная девушка, чистый воздух, правильный досуг. В первый день зимы хорошо хотя бы помечтать о снеге, который я очень люблю.

    Смукрович Пётр Иосифович

 
Барабанщик…

    Nov. 25th, 2012.

 

1.
 
Продолжаю собирать галерею прекрасного советского искусства. Картина с простым, доступным для восприятия, соцреализмовским названием «Барабанщик». Художник — Амир Мазитов (Татарстан 1928) . Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Скан из журнала «Огонёк» 1970-х годов.
 
В Советском Союзе был настоящий культ детей, посвятивших себя революционной, партизанской борьбе или сражающихся на войне в качестве «сыновей полка». Пионеры-герои были эталонными советскими подростками, на которых должны были равняться современные дети, выросшие в тепле и сытости.
 
 
  • А.Мазитов Барабанщик

Было-было.

    Nov. 17th, 2012.

1.
 
В одном из трэдов, посвящённых жизни в СССР, опять возникла тема обнажёнки. Мол, не давали советским художникам рисовать увлекательное ню, заставляли обряжать трепетных натурщиц в негнущиеся робы сталеварок, доярок и кочегарок. Секса же не было, так и обнажённое тело было под строгим партийно-месткомовским запретом. Хотя…секса может не быть, а обнажённая натура может интересовать своими линиями, к примеру, антично-ренессансными. Любование красотой тела никак не связанно с теми половыми табу, которые существуют в обществе. Но поди ж ты! Не было и всё тут. Причём, писал комментарий человек не студенческо-постсоветского поколения, а возраста моей мамы. Неужели он никогда не видел картин Дейнеки или Пименова? Или, скажем, Владимира Лебедева? У меня по тэгу «Музей одной картины» можно отыскать несколько образцов советского ню, лишённого холодного академизма — на полотнах просто женщины и даже мужчины, хотя их меньше, что грустно. Просто несколько картин, хотя тэг прежний. Взято отсюда — Жмём!

обнаж. натурщица, 1936.

Владимир Лебедев. Обнажённая натурщица. 1936 год.

Всё выше.

    Nov. 12th, 2012.

1.
 
Продолжаю радовать себя и общественность прекрасными картинами из славного советского прошлого. На этот раз я хочу поместить известное полотно Серафимы Васильевны Рянгиной «Всё выше!», 1934 год. Хотя, по ощущениям эта вещь ближе к 1950-м. Что-то связанное с кинофильмом «Высота». Нравится вот эта устремлённость советского искусства и советского человека к Высокому — в прямом и в переносно-искусствоведческом смысле. Интересна трактовка мужчины и женщины. В 1930-х во всём мире был культ сильного мужчины и — сильной, но женственной и где-то даже податливой женщины. Женщина 1930-х рисовалась априори слабее мужчины. Немного, но слабее. Природно слабее. В 1920-х они были равны и это уже скатывалось в стирание гендерных особенностей. В предвоенное десятилетие всё вернулось к нормальной, патриархальной традиционности. Кавалер — сверху, но он галантно склонился, пропуская леди к Высоте. Его поза — почти как у старинного придворного времён Версаля… И вообще, по-моему, это — любовь.
 
  • С. В. Рянгина. Все выше. 1934

 

 

Девы спорта.

Nov. 2nd, 2012. 

 
 
1.
 
  В советском искусстве тема спорта была одной из самых востребованных — физически развитые люди, обладающие силой воли, всегда нужны обществу. На этот раз представляю картину художницы Марины Талашенко (1946-2007). «Портрет мастера спорта Т. Лариной». Найти информацию о художнице оказалось проще, чем я думала, ибо многие из советских мастеров в Интернете бывают отмечены годами жизни и парой картин. 
 
На сайте автора можно прочесть буквально следующее: «Марина плохо вписывалась в школьную жизнь. Её несколько раз выгоняли из школы за неуспеваемость. Эти «линейки» с публичным шельмованием и криками «Позор двоечнице Талашенко» она запомнила навсегда. Мама так переживала и «бушевала», что её лучше было ни во что не посвящать. Отец был мягче, но всё рассказывал маме. Так появлялись фальшивые дневники со сплошными тройками вместо сплошных двоек. Рисовать Марина начала поздно, когда ей было 16 лет. Это был домик — красный с зеленой крышей, акварелью…». В общем, героиня была ещё той отличницей!Как всегда, отсканировано из журнала «Огонёк».
 
  • Марина Талашенко
  • Всё-таки, приходится убеждаться, что пресловутый соцреализм был действительно не стилем, а именно методом. Он допускал самые разные стили в целях изображения главного — человека труда, спорта, мысли, действия. Композиция мне показалась странной. Кто — вторая? Или это — некий приём, изображающий человека и его астральное тело, что ли? Или второе Я? Или как в случае со знаменитым «тройным портретом» Ришелье?

 

  
Примерка-58.

Oct. 31st, 2012.

 
1.
 
  Решила публиковать не только картины советского периода, но и шедевры мастеров фотографии. Сегодня — чудесные девочки 1950-х, собирающиеся шить подружке новый наряд. Фотография называется «Примерка». Авторы — Семён Фридлянд и Борис Уткин. Год — 1958-й. Съёмка производилась в Ленинграде. Имена девочек на фото — Люся Ряхина (которую обмеряют), Нина Смирнова и Света Дудинская (не персонифицируются). В те времена все девочки умели или хотя бы пятались шить. Причин много и одна из них — отставание советского легпрома от модных (советских же!) тенденций. А хотелось выглядеть нарядными! Иная причина — девочек приучали быть хозяйственными и умелыми с самого детства, поэтому кройка и шитьё, вышивка, и даже — выпиливание лобзиком были в большой моде у поколения наших мамочек. Журнал — любимый мой «Огонёк», конечно же. Что характерно, современный. Там всегда на последней страничке бывают такие старинные фото.
 
  • Фридлянд Примерка


 

Прекрасные советские девушки.

    Oct. 24th, 2012.

1.
 

Очередная прекрасная картина из журнала «Огонёк». Мгновение послевоенной жизни — демобилизованная девушка пришла к модистке или к подруге, что вернее, ибо модисткам не место в официальном искусстве Большого Стиля. Они живут на задворках фасадного мира Сталинской эпохи, хотя и далеко не всегда живут бедно… Возможно, платье трофейное и его надо подогнать по фигуре. А, возможно, платье только что создано: в новом наряде — в новую жизнь. Платье по моде первой половины 1940-х годов короткое, приталенное, с плечиками. Диоровский New Look ещё долго будет пробираться окольными путями в Страну Советов…

Кстати, про подобную расцветку доводилось читать у историка моды — Александра Васильева. Он писал о ярких тканях времён войны и послевоенных лет, называя оные проявлением экзотического эскапизма. В моде были тропические страны и прочие джунгли с Тарзанами, где всё ярко, жарко и бананы падают прямо с неба. Кстати, классический узор галстука ранних стиляг — «обезьяна на пальме» тоже оттуда… Причёски — валик надо лбом. Да, картина называется «Демобилизованная». Автор — В.Васильев. 1947-1949 гг. Да, эта картина есть в интернете, но очень маленькая. А это — кликабельно.

Image

 

Молодые…

Oct. 14th, 2012

1.
 
В тему свадьбы…
 
Нашла чудесную картину «Молодые». 1974-1975 гг. Автор — Шевандронова Ирина Васильевна. Годы жизни: 1928 –1993. В 1947-1953 г. училась в МГХИ им. В.И. Сурикова. Народный художник РСФСР. На картине изображено интересное сочетание мини и макси, которое имело место в первой половине 1970-х, когда эта «борьба рацио-минимализма с традицией», вернее, не борьба, а скорее уж мирное сосуществование, было очень заметно, причём, как видим, даже в свадебных вариантах. А вообще, была интересная эпоха в истории моды — одновременно существовали три длины, включая миди. Где это можно увидеть, помимо журналов мод? В кинофильме «Служебный роман». Вечерние платья — макси, юношеские платья — мини (Бубликов постоянно отвлекается на дамские ноги), основная же масса женщин предпочитает миди. Да, сейчас тоже можно носить любую длину, просто тогда, после диктата единой длины для всех, вдруг появился реальный выбор. Для сравнения посмотрите, например, фильмы или хронику самого начала 1970-х — у всех, включая начальственных тёток, укороченная длина платьев… К середине же 1970-х явилось вот это…
 
P.S. По тэгу ‘Музей одной картины’ можно посмотреть разные советские шедевры и не шедевры.
 
  • Молодые

 

 

🗲

Комментарии: 1
  1. Аватар
    Виктор

    Смуркович — очень старый для советского искуссва художник. Он родился в 1876 77 или 78 году, В основном, изображал революционные события. Завтра я смогу уточнить. Вы уверены, что «На лыжах» — его работа?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: