СССР
Советское — значит свежее
Источники информации — http://zina-korzina.livejournal.com/638363.html , zina-korzina; http://zina-korzina.livejournal.com/637709.html , http://perunica.ru/sssr/6783-sovetskoe-znachit-svezhee.html , опубликовал: svasti asta.
«На лыжах»
Смукрович Пётр Иосифович.
zina-korzina: Cоветское искусство было, видимо, действительно гениальным, раз в мой пост «Сочинение по картине» до сих продолжают поступать комментарии, а рассуждения о кинофильме «Весна на Заречной улице» некоторое время обгоняло по топовости очередной вброс от АрТёмы Лебедева. Значит, оно живо, оно спорно, оно — будоражит.
В своё время я предприняла попытку рассмотреть советскую живопись, кино и даже дизайн журнальных обложек с точки зрения обычного зрителя-профана. Исходя из принципа нравится / не нравится. Что нравится? Говорила о свете и цвете, потом ещё о высоте, о пространстве. Соцреализм зовёт и насыщает нашу жизнь полноценными красками, радует глаз и сердце. Но картины Фрагонара тоже прелестны своими искусственными небесами, шёлковыми розами и гладкими лицами — там тоже есть краски, которые восторгают.
Или вот, голливудское кино всегда нам показывало и даже иной раз продолжает показывать многочисленные, отлаженные на «фабрике грёз» хэппи-энды, венчающие сюжет. Но не краски полотен Герасимова, Пименова или Яблонской, не хэппи-энды, благодаря которым мы точно знаем, что через 9 месяцев у Новосельцевых будет уже три мальчика, а другое. Что?
Советское искусство всегда обращалось к сознанию человека, а не рылось в его извилистом, иной раз, тёмном, а в другой раз — в грязном подсознании. Соцреализм, как метод, показывал человека в работе, в семье, в становлении личности, в подвиге, в спорте.
Эти и другие замечательные картины вы можете смотреть по тэгу «Музей одной картины».
Этот метод, ближе всего стоящий к классицизму, не подразумевал повышенного интереса к низменным или, скажем, к преступным мотивам человеческой деятельности. Даже детективы отличались чарующей стерильностью — нам больше показывали слаженную работу милиции, чем работу преступника. Ибо зачем советскому человеку показывать формирование падали и её же последующие «подвиги», когда у нас есть положительные примеры?
Для отрицательного героя годились два-три сочных мазка — любит красивую жизнь (на стенах — постеры с блондинками в купальниках и шикарный мафон в районе трюмо, ибо там же — импортный парфюм), циничен по отношению к своей же девушке (красотка, но с сомнениями), ненавидит труд — вот вам и докатился паренёк до деяния, отмеченного уголовным кодексом, как преступление. Плохие — всегда плохие. Хорошие — всегда хорошие. Плохие должны исправиться, хорошие — обязаны помочь. Это, наверное, очень плоско, но для дидактики, которая пронизывала всю советскую жизнь — именно это правильно.
Буржуазно-враждебное искусство, помимо всего прочего, любило будоражить область нижних чакр, если можно так выразиться. Страх, ненависть, похоть, желание поржать — всё это активно используется в коммерческом кино, в литературе, в СМИ.
Разумеется, далеко не всё коммерческое искусство рассчитано на «простые движения». Но это именно тот момент, где соцреализм решительно расходился с тамошними стилями и методами. В СССР не писались актуально-сочные книги, которые могли бы воспитать шлюху, психопата или убийцу. Да, было много идеологизированного мусора, но он, хотя бы не вредил.
В СССР не было хоррор-фильмов (отдельные образцы, вроде «Вия» не в счёт — это всего лишь экранизация классики). В своё время советская пресса писала, что западные фильмы ужасов нужны для того, чтобы показать простом человеку, что…жизнь бывает ещё хуже. Мол, ты просто безработный или у тебя нет денег на оплату воды в кране, а там, на экране зелёно-пыпырчатая биомасса кушает таких же простых американцев, как ты. Ты в порядке, парень! Тебя никто не кусает, кроме дяди Сэма.
Потом, в 1990-е стали писать, что всё не так. Напротив, страх — это коммерческое чувство, хорошо продаваемое именно в сытых странах. Когда всё настолько стерильно и так сладко пахнет ванилью из ухоженной кухни, что уже хочется побояться и поорать, глядя на море кровищи или на вторжение роботов из района Проксима Центавра. И, разумеется, бояться — это привычно, можно. Это базовый момент — страх перед смертью, перед неизвестностью, перед инопланетянами…
А ещё писалось, что в СССР хоррор был не нужен, ибо хоррором была сама Советская Власть. На самом деле, соцреализм попросту не имел потребности в запугивании, тем паче, в запугивании на коммерческой основе. Напротив, постоянно муссировалась тема бесстрашия. Не бояться хулиганов во дворе, трудностей в тайге, фашистов в жестоком бою. Воспитывали по принципу: бояться — это стыдно. Иначе говоря, выкорчёвывали древний, животный ограничитель, создавая, тем самым, сверхчеловека. Страх — это стыдно, это глупо, это гнусно. А продавать страх — это ещё более отвратительно.
В.Репка. «Водитель Валя». Киев.
С похотью всё то же. Знатоки темы и «профессионалы коитуса» часто мне пишут, что да, в СССР были изображения голых женщин и даже голых мужчин, но эта обнажённость не зовёт к совокуплению, а тупо изображает академически-целомудренное, даже унылое тело, асексуальное до крайности.
Не могу ничего сказать, разве что стыдливо замечу — белокурые бестии с картины Александра Дейнеки «Душ» куда как более зовущи, нежели тошнотворный порноактёр Рон Джереми, которого я, по счастию, видела только в одежде. Но, полагаю, что без штанов он бы мне понравился ещё того меньше. Он слабо напоминает мужчину, в отличие от. Ну, так вот.
В СССР действительно не было похоти в искусстве. Она была тоже не нужна, как и страх. Была любовь, было здоровое желание — оно считывалось взрослыми людьми, которые понимают, что герои Николая Рыбникова — отнюдь не платонические юноши. Или девушки с полотен всё того же Дейнеки. Они здоровы телом, они готовы к любви и к деторождению, у них всё в порядке с головой. И с тем, что ниже.
В СССР не было не секса, а именно бессмысленных извращений. Люди, смотрящие на обнимающуюся пару, понимали, что после свадьбы у них будет постель, а потом — дети. Показывать Новосельцева, который овладевает Калугиной посреди вороха деловых бумаг? А зачем? Или продолжать сцену, где Вася Кузякин по-новому увидел свою Надюху? Для чего? В зале сидят взрослые люди — они всё поняли, а детям этого не нужно.
Секс — это акт, данный природой для продолжения рода, а не для грязных фантазий с чулочками и латексом. Советское искусство и показывало красивых, здоровых самцов и самок (чего уж там!), которые создают нормальные семьи.
А.Дейнека «Душ».
Чуралось советское искусство и прочих нездоровых тенденций — оно без дела не показывало психов, которые крушат и рушат. Оно не забредало в области затемнённого разума, создающего уродства. Цензура стояла на страже душевного здоровья и душевного спокойствия.
Показывать безобразное, больное, грязное — это, к сожалению, выгодно. Ибо падать проще, чем лезть в гору. Ржать над человеком в обгаженных портках проще, чем над перлами Ильфа и Петрова.
Прекрасное тело мраморного атлета не будит грязноватых фантазий, но показывает линии эталонной особи. Знаете, человек, воспитанный на хорошем и высоком, будет всегда хотеть именно хорошего.
Даже вот эта совьет-ностальжи, прорезавшаяся у сорокалетних мальчиков — это нормальная реакция бывших пионеров на усталось от всяческих Сomedy Club-ов, от натужного бугага и от бестолково-повсеместной рекламы лёгких отношений — наелись подслащённого дерьмеца, снова хочется свежего хлеба и парного молока. Поэтому все праздничные телепрограммы и забиты Шуриками, тётушками Чарли и Новосельцевыми, у которых непременно через 9 месяцев будет три мальчика!
В тему солнечной советской живописи — снова любимый Александр Дейнека с его излюбленным мотивом — купающиеся ядрёные девки. Картина «Купальщицы». Признаться, я бы не хотела иметь такую фигуру слишком много плоти, но я не об этом. Я о радости бытия, о светлом дне, о силе и бодрости простых советских девушек. Они невероятно красивы и сильны, эти пролетарки. Советские Венеры, понимаешь… И да, по тэгу Музей Одной Картины много такого прекрасного.
Первоклассница, гимназистка, дворянка…Пролетарка.
Dec. 4th, 2012
На бизнес-ланч — картина из славного советского прошлого. Автор — Козлов Иван Александрович. Название — «Первоклассница», 1950 год. Сразу вспоминается одноимённый фильм — прелестная аристократическая вещица о гимназистках в духе Чарской, но это уже про советских девочек. Разницы — никакой, только в кадре иная эпоха. Сталинская эпоха изображалась, как наследница Империи. Об этом не говорилось, это давалось в ощушениях, в ритмах вальса, в звуках классики, в насаждаемой культуре. Сталинский стиль был сугубо антибуржуазен, как и положено стилю аристократии. Потому и не нравились стиляги — они были проводниками буржуазной культуры, в них не было искомой имперскости. Повторю — стиляги были проводниками не западной культуры, а именно — буржуазной. Никто, право же, не запрещал в 1950-м году читать Гёте и Шиллера, любить малых голландцев и слушать Моцарта.
Dec. 1st, 2012.
- Советские картины — потрясающи. Энергия, свет, высота… Продолжаю публиковать иллюстрации из советских журналов. На этот раз — из сборника о советском спорте. К сожалению, сам сборник оказался выброшен. Осталась только эта картина. Итак, автор Смукрович Пётр Иосифович. Коротко и ясно — «На лыжах». Выходных данных больше нет — ни года написания, ни биографии автора. Но главное не это. Прекрасная девушка, чистый воздух, правильный досуг. В первый день зимы хорошо хотя бы помечтать о снеге, который я очень люблю.
Всё-таки, приходится убеждаться, что пресловутый соцреализм был действительно не стилем, а именно методом. Он допускал самые разные стили в целях изображения главного — человека труда, спорта, мысли, действия. Композиция мне показалась странной. Кто — вторая? Или это — некий приём, изображающий человека и его астральное тело, что ли? Или второе Я? Или как в случае со знаменитым «тройным портретом» Ришелье?
Примерка-58.
Oct. 31st, 2012.
Прекрасные советские девушки.
Oct. 24th, 2012.
Очередная прекрасная картина из журнала «Огонёк». Мгновение послевоенной жизни — демобилизованная девушка пришла к модистке или к подруге, что вернее, ибо модисткам не место в официальном искусстве Большого Стиля. Они живут на задворках фасадного мира Сталинской эпохи, хотя и далеко не всегда живут бедно… Возможно, платье трофейное и его надо подогнать по фигуре. А, возможно, платье только что создано: в новом наряде — в новую жизнь. Платье по моде первой половины 1940-х годов короткое, приталенное, с плечиками. Диоровский New Look ещё долго будет пробираться окольными путями в Страну Советов…
Кстати, про подобную расцветку доводилось читать у историка моды — Александра Васильева. Он писал о ярких тканях времён войны и послевоенных лет, называя оные проявлением экзотического эскапизма. В моде были тропические страны и прочие джунгли с Тарзанами, где всё ярко, жарко и бананы падают прямо с неба. Кстати, классический узор галстука ранних стиляг — «обезьяна на пальме» тоже оттуда… Причёски — валик надо лбом. Да, картина называется «Демобилизованная». Автор — В.Васильев. 1947-1949 гг. Да, эта картина есть в интернете, но очень маленькая. А это — кликабельно.
🗲
Смуркович — очень старый для советского искуссва художник. Он родился в 1876 77 или 78 году, В основном, изображал революционные события. Завтра я смогу уточнить. Вы уверены, что «На лыжах» — его работа?