Источник информации: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор О.Ю. Шмидт. Первое издание. Том 58. Москва. Государственный институт «Советская энциклопедия». ОГИЗ РСФСР. 1936 год.
Соотношение формальной логики и диалектики (Большая Советская энциклопедия, 1936 год)
Стр. 171. Формальная логика — метафизический (антидиалектический) образ мышления и его теоретическое выражение в науке логики.
Стр. 187. Соотношение формальной логики и диалектики. Формальная логика есть низшая ступень в развитии человеческого познания, снимаемая диалектикой как «высшей формой мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, Введение). В свое время формальная логика была необходимой формой развития науки, стоявшей перед задачей овладеть отдельными вещами природы, открыть частные формы движения, разложить целое на части и познать их наиболее простые свойства. В настоящее время формальная логика ни в какой мере не отвечает нынешней ступени развития человеческого познания и той ступени революционной классовой борьбы пролетариата за свержение изжившего себя капиталистического строя и за построение бесклассового социалистического общества. В руках контрреволюционной буржуазии формальная логика стала реакционным орудием отстаивания всего старого и отжившего, подобно тому как в руках революционного пролетариата материалистическая диалектика является революционным орудием познания и изменения мира. Формальная логика представляет собой теоретическое оружие наших классовых врагов.1 Формально-логические концепции характерны и для русских меньшевиков, и для международной социал-демократии, и для всякого рода оппортунистических уклонов внутри ВКП(б). У нас не может быть никаких компромиссов с формальной логикой. Еще Энгельс указывал, что «вся логика развивается лишь из… движущихся вперед противоположностей… основания и следствия, причины и действия, тождества и различия». (Маркс и Энгельс, Соч., том XIV, стр. 391 – 392), а это значит, что вся логика есть логика диалектическая. Ленин прямо ставит знак равенства между марксизмом и диалектической логикой. Он пишет: «марксизм, то-есть диалектическая логика» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 135).
Из этого нельзя конечно сделать того вывода, что формальная логика – просто чепуха. Она есть одностороннее раздувание некоторых относительных черт познания в абсолют. Ее изучение имеет для нас значение даже и теперь не только потому, что необходимо знать своего врага, но и потому, что с диалектической точки зрения очень важно знать предыдущие этапы мышления. Формальная логика, если взять ее чисто логическое содержание, есть логика низшей ступени мышления. А для того, чтобы утвердиться на высшей ступени, для того, чтобы стать сознательным диалектиком, надо основательно изучить низшую ступень, понять ее недостатки и преодолеть ее. Поэтому Ленин и указывает, что для низших классов школы необходимо ограничиваться формальной логикой, но обязательно «с поправками»2 (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 134). Нельзя сразу стать диалектиком, ибо «искусство …оперировать понятиями не врожденно и не заключается в обыденном здравом смысле, но требует действительного мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 12), требует усвоения всех основных достижений исторического развития человеческого познания и всей общественно-исторической практики человечества.
Примечания А.В. Краснянского. 1Следует обратить внимание, что большевики формальную (традиционную) логику считали теоретическим оружием. Разве они могли ввести логику в школьную программу, разрешить народу обладать теоретическим оружием. Вдруг народ направит это оружие против большевиков? 2При Ленине логику не допустили ни в «низшие», ни в «высшие» классы.
Комментарий А.В. Краснянского. В 1918 году большевики выкинули логику из школы. После Великой Отечественной Войны, в 1946 году, по указанию Сталина, логику ввели в школу. (Видимо, Сталин после войны стал доверять российскому народу, надеясь на то, что народ не направит против коммунистов «теоретическое оружие»). При Хрущеве ее опять выбросили из школы. До сих пор логика не является обязательным предметом в школе.
Приложение
Источник информации: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Б.А. Введенский. Второе издание. Главный редактор О.Ю. Шмидт. Москва. Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия». Том 25. (Том подписан к печати 20 января 1954 года.) Стр. 338. Статья «Логика в школе».
Статья "Логика в школе"
Логика в школе – учебный предмет, введенный в средних школах крупных городов СССР с 1946; преподается в 10-м классе, по 2 часа в неделю. Изучение логики вооружает учащихся знанием элементарных законов и форм правильного мышления. Законы и формы мышления, составляющие предмет логики и изучаемые в неразрывной связи с языком, имеют важное значение для полноты общего образования оканчивающих среднюю школу.
А Чибирев Роман Спер эту статью!!!!!!!!!!!!
Не понял!