Обсуждение статьи Сергея Кара-Мурзы: Проблема невежества. Часть 8
Содержание
Евгений Ягун.
Реплика-1: Что такое аутистическое мышление?
Реплика-2: Интеллигентный роддом.
Реплика-3: Профилактика и рецидивы.
Сергей Кара-Мурза: Проблема невежества. Часть 8.
Евгений Ягун
Реплика-1: Что такое аутистическое мышление?
26.01.2017. 16:26:53. Евгений Ягун. Реплика-1: Что такое аутистическое мышление? URL: https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/co/383447.htm
В разделе «Проблема невежества. 8» СГКМ как бы про между прочим дает примечательную формулировку:
> Рассмотрим самый главный раздел.
> Аутистическое мышление при расщеплении логики, «невежество ученых», породило в России небывалый в истории проект разрушения народного хозяйства своей собственной страны.
Не важно – удачная ли это метафора, интуитивная ли догадка – но похоже, что интересный и точный диагноз! Констатация болезни, поразившей в СССР множество социальных сегментов. А по наследству и в РФ.
Коротко коснемся сути термина.
Что такое аутистическое мышление?
Это особый вид мышления, который дает ложное представление об окружающей действительности и вынуждает человека делать неверные выводы, затуманивая его рассудок. Аутизм, например, присущ некоторым шизофреникам. Но последние во всем множестве аутистов являются лишь малым подмножеством. При этом существует масса людей, которые занимают как бы приграничное положение между нормой мышления и данной патологией. Условно около-аутисты. Да, у них менее опасная форма психического расстройства, но и она чревата, так как представляет угрозу для многих других – особенно когда «около-больной» занимает в иерархии социума влиятельное место.
Как психологи объясняют первопричину аутизма? – примерно так:
У каждого человека есть потребности, определённые прежде всего его природными инстинктами. И эти потребности не всегда удовлетворяются. В результате, у иных людей невозможность повлиять на ситуацию, чтобы она соответствовала их потребностям, приводит к высвобождению далеких от действительности ассоциаций, дающих зеленый свет их актуальным потребностям. Проще говоря, человек начинает интерпретировать все вокруг таким образом, чтобы это поддавалось его возможностям и желаниям. То есть, как если бы он видит все именно так, что при желании может на это повлиять.
У людей с подобным мышлением часто имеются признаки вполне здравого смысла, рассудительность, план действий, в общем, конструктивный образ мышления, без паники и истерики. Но увы – он далек от действительности.
В целом к подобным отклонениям ведет общая слабость психики. Но причина слабости кроется не в психической индивидуальности. Во всяком случае генетическая природа аутизма не доказана.
Исследования выявили, что такая слабость психики есть продукт того образа мышления, того способа восприятия окружающего мира, той нравственности и понятий о правильности, которые человеку навязали. На практике она является результатом неправильных жизненных установок, неправильного воспитания и иллюзорности, которые людям привили, но не скорректировали жизненным опытом и оставили как есть. В результате они уже сами маниакально желают находиться в этом состоянии. Все что эти люди рисуют в своей голове, носит «применительный характер» – подчас несовместимый с реалиями. И все они не постоянны и тенденциозны одновременно. То есть по алгоритму: заглатывают идею и тенденциозно с ней носятся, а потом – без рефлексии и угрызений – меняют на другую и носятся с прежней тенденциозностью.
Как психологи лечат данную патологию?
Во-первых – только индивидуально.
Во-вторых – поскольку она не считается «социально опасной» – лечат лишь добровольно обратившихся за помощью. Иногда детей по просьбе родителей.
И в-третьих – руководствуются правилом:
— Человек не станет жить в мире иллюзий, если реальный мир не будет казаться ему враждебным, таким, от которого надо прятаться в себе, который не дает, а забирает.
Что еще можно добавить?
Некоторые из вышеперечисленных утверждений психологов можно было бы дополнить. Например, это:
— «У каждого человека есть потребности, определённые прежде всего его природными инстинктами. И эти потребности далеко не всегда удовлетворяются».
Оно упрощенно и не соответствует последним наработкам психологов.
Но не будем спорить с профи – оставим кесаря с кесаревым сечением …
Таким образом, это наш минимум об аутистическом мышлении, которого вполне достаточно для дальнейшего анализа его социальной природы и последствий.
Евгений Ягун
Реплика-2: Интеллигентный роддом
26.01.2017 16:25:19. Евгений Ягун. Реплика-2: Интеллигентный роддом. URL: https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/co/383446.htm
Прочитав диагностику аутистического мышления, каждый здравомыслящий сообразит – это массовая болезнь. И примеров вокруг найдет сколько угодно. А если вдумчиво глянет в зеркало, весьма вероятно ощутит недомогание …
Почему же так недоработала матушка Природа? – или даже сам Бог?
Отчего человеческая сущность имеет столь неприятный статистический разброс? Ведь мы же убедили себя и другим проели плешь – буквально на скрижалях начертали что – знание сила, просвещение гарантия против зла, даешь всеобщее образование, грамотные дети въедут в светлое завтра!
И вот на тебе! – вязнем в болоте невежества …
Значит, советская педагогика лгала? – или замешивала полуправду на кривде?
Подобные вопросы бессмысленны. Это тот случай, когда опыт вдребезги разбивает хрустальную теорию иллюзий. Поэтому, ограничимся констатацией горького опыта и подумаем – из какой среды произрастает массовая патология? – и какими изъянами мировоззрения «тварится»?
А в качестве выборки возьмем «самую образованную» часть советского социума – интеллигенцию – а кого же еще?
Справедливости ради следует отметить, что советская интеллигенция поражена не только аутистическим мышлением. У нее масса других тараканов в голове, не менее противных. Однако нельзя объять необъятное. Да и энтомологи подсказывают – изучи одну букашку, потом других.
Итак, истоки нужно искать в детстве и в тех условиях, при которых формируется характер ребенка. Следовательно, за исходную дату берем 1917 год. Это условно «интеллигентный роддом», то есть рождение:
— и самой советской интеллигенции;
— и тех условий, в которых она формировалась, рожала и воспитывала своих потомков.
Что здесь можно сказать уверенно, не путаясь в многочисленных нюансах? Ее формировали по рецепту этнической ботвиньи, руководствуясь визуальными признаками «классовой не чуждости». При этом старую русскую подчищали и выводили за скобки – за исключением менее 1% востребованных военспецов, врачей, ученых, инженеров и других. Но и этот 1 % еще потом долго «просеивали». Даже в 70-е пусть по привычке, но кое-где перепроверяли анкеты – а не потомок ли?
На «призывном пункте» легионы интеллигентных комбатантов принимали Устав, требующий пусть пока декларативного, но признания следующих пяти основных установок:
— отринем и заклеймим заветы предков;
— поднимем знамя агрессивного атеизма;
— объявим несогласных классово чуждыми врагами;
— разожжём мировой пожар революции и разрушим старый мир до основанья;
— построим коммунизм.
Казалось бы – а что тут такого с позиций психиатрии? Как эти установки могли привести к зарождению и развитию массовой патологии? Тем более, что они декларативные – зажал фигу, да присягнул!
На этот счет хорошо было бы почитать самих психологов. А еще лучше социо-психологов – советских, разумеется. Но их нет! Советская наука не готовила по данному «предмету» полноценных ученых, за исключением дрессированных на марксистскую фразеологию попугайчиков. А немногих энтузиастов, кто углублялся в тему – исправно отправляли в аут. И занимались этим когорты преторианцев с партийными мандатами, старательно ограждавшие «рациональную» науку от любых контактов с иррациональным. Разумеется, не приветствовались и наработки западных психологов. Безусловно, полного доверия к западным быть не должно! – но не допускалось даже их критическое переосмысление. О том же А. Маслоу (1908-1970) в СССР узнали лишь в годы перестройки – когда в психологию и социологию уже рванулись толпы дилетантов с аутистическим мышлением, на всю голову контуженные западничеством …
Значит, ничего не остается как включать здравый смысл – тоже вполне действенное оружие в условиях партизанской войны против информационных оккупантов. И этот «здравый» подсказывает, что все вышеперечисленный установки – одни напрямую, другие косвенно – могли инициировать (см. реплику-1):
— «тот способ восприятия окружающего мира, ту нравственность и понятия о правильности, которые человеку навязали»;
— «ложное представление об окружающей действительности»;
— «не постоянность и тенденциозность одновременно»;
— «видение всего именно так, что при желании можно на это повлиять»;
— и т.д.
В общем, соответствуют всем пяти основным установкам!
Вот, навскидку без зубодробительной терминологии:
1. Отрицание мировосприятия собственных предков стирало отшлифованное веками этническое своеобразие – разрушало этнические и межэтнические связи (ранее у многих комплиментарные), превращая людей в этнических манкуртов, а в перспективе – в глину для гончарного круга любого местечкового Демиурга.
2. Классовая непримиримость – пусть даже декларированная – стравливала брата с братом, а отца с сыном. Да и дочерей по факту отрывала от матерей, обрекая в перспективе на «женщин свободного труда» – не рожениц, матерей кукушек, так себе жен.
3. Атеизм лишал людей мировоззренческого фундамента и лишал проверенных веками норм нравственности, единых у пращуров сверху донизу. А многих так и вовсе превращал в инквизиторов – громящих церкви идеологов или же сопливых пра-пра-хунвейбинов, жгущих иконы матерей.
4. Что до коммунизма, то это была некая мистическая цель – палимпсест с языческого града Китежа – на алтарь которой требовалось отдать прошлое и настоящее. То есть прошлое – просто постыдное зло – растоптать и забыть. А настоящее это дрова и жертвенный баран во славу Будущего.
5. Что до «мирового пожара революции» и разрушения старого мира, то данная установка обрекала наш и без того уже ослабленный суперэтнос на ожесточенное противостояние и поголовную мобилизацию даже в мирное время. Выражаясь предельно просто – подства.
Тем самым головы советских интеллигентов как бы подвергались варварской нейрохирургической операции. Точнее так – одни добровольно подставляли голову, а другие по возможности уклоняли ее, ссылаясь на «неотложные дела». И эта операция – или же ее неизбежность – кардинально меняли многое, вплоть до глубинного – подсознательного.
Например, ощущение времени – фундаментальная мировоззренческая «шестеренка»! Восприятие такового нормальным верующим – когда прошлое свято, настоящее для искупления, а душа вечна, ибо смерти нет – менялось на восприятие этого времени уже ненормальным больным, адептом Антисистемного мировоззрения. Именно однобокое футурологическое мировосприятие лежит в основе сектантских доктрин и ересей – приводит целые социумы к аннигиляции – это, увы, доказанный факт.
При этом большевики были искренне уверенны, что все эти «методы» помогут в короткие сроки создать некий единый народ – советский! А еще погодя – после победы мировой революции – единое коммунистическое человечество. В общем, старая как мир идея Вавилонской башни, ныне в очередной раз реанимируемая глобалистами.
Что же из этого следует? – Советский строй был обречен? – А советская интеллигенция была скопищем облученных дрозофил?
– Невеждами с зачатками аутистического мышления?!
Нет!
Это лишь констатация драматических узлов, образовавшихся сразу после 1917 года. И они категорически не соответствуют той эйфории, с которой иные историки и социологи трактуют начало советской власти.
Поэтому кратко рассмотрим – что было дальше? – то есть, конкретно в узком ракурсе интеллигентной патологии.
Евгений Ягун
Реплика-3: Профилактика и рецидивы
26.01.2017 16:22:58. Евгений Ягун. Реплика-3: Профилактика и рецидивы. URL: https://www.vif2ne.org/nvz/forum/0/co/383445.htm
Роддомовским периодом и даже детским садом можно уверенно назвать все 20-е годы. На окраинах и в провинциях еще шла гражданская – с тамбовскими крестьянами (вчера красноармейцами), с кронштадтскими матросами, с казаками Забайкалья и Приморья, с басмачами – а в столичной Москве царила мирная жизнь и кипели страсти.
Особенно бурлила новенькая советская интеллигенция, инициируя борьбу с чем-либо и кем-либо. «Даешь!» – был популярнейшим лозунгом. Но покрывал что угодно, даже абсурд. Диву даешься, читая первоисточники – какие же противоречивые тезисы провозглашались! И даже в такой деликатной теме как детская педагогика всерьез прорабатывались идеи З. Фрейда …
Не будем углубляться и ограничимся горькой строкой Сергея Есенина:
— Розу белую с черной жабою я хотел на земле повенчать …
Так что же это было, если в свете социальной психиатрии?
Конечно же вакханалия аутистического мышления!
И кстати – при сопоставлении весьма схожая с «беспределом умов» времен перестройки. Позитивные начинания причудливо сочетались с деструктивными в любой сфере деятельности или идеологии.
И это притом, что страна была в цейтноте!
Если не случится в скором времени «мировой революции», то СССР был обречен на агрессию. Причем, в скором времени – когда мировые державы оклемаются от первой мировой. Но как же максимально быстро подготовиться к агрессии? – никто не знал. Значит зря поливали страну помоями «брестского мира»? – Ведь втройне воздастся! …
Готовых к самопожертвованию альтруистов (т.е. пассионариев) сверх меры убавила 1-я мировая, гражданская, тиф, голод, террор, эмиграция и так далее – причем, русских. А от окраин какой прок? Оно конечно – молодежь подрастет – но это же ждать как минимум лет 20-30. А вооружение? – нужна индустрия, технологии, современные станки и главное – специалисты! – где взять? А деньги откуда? – ведь военный коммунизм свернули, а НЭПовские крестьяне неохотно продают хлеб по «твердым ценам».
Монополия на водку? – мало. Продажа по дешевке культурных ценностей – тоже мало. Сдача в концессию американцам почти всех рудников Урала и Сибири – опять мало – от силы 20 грамм золота с добытого килограмма, остальное за океан. Про «кто виноват» и «что делать», про списанный с дореволюционного план электрификации (ГОЭЛРО), про «еайганизацию йабкьина» и прочее – трескотни хватало. Но все это тонуло в революционном цунами амбициозного невежества и зловредной суетности.
А реальными делами занимались лишь одиночки энтузиасты и небольшие группы альтруистов спасателей – Вечная им память!
Но самое отвратительное – не прекращавшиеся свары и интриги в партийной элите, которые в свою очередь заражали склочностью и будоражили не только партийные, но все прочие массы …
Зададимся абстрактным вопросом – что происходит в отягощенной травмой саморегулирующейся системе в ответ на «вызов извне»? – Она сосредотачивается. В ней начинается перераспределение – функционально здоровые части (органы, звенья и т.д.) берут на себя задачи недееспособных. А эти последние лечатся или блокируются всеми возможными внутренними ресурсами, а то и вовсе отторгаются.
Чем сложнее система – тем больше ее резистентность и число «степеней свободы» для противостояния – тем успешней и с минимумом ущерба для частей своего «тела» она справляется.
Но что, если система упрощенная? – А советская 1920-х по сравнению с предыдущей – допустим 1912 года – упростилась весьма существенно. И упростилась по всем параметрам – по этническому, мировоззренческому, «физическому», численному и т.д.
Что тогда?!
Да тоже самое – борется с «вызовом», но упрощенными методами! И в данном случае они были настолько упрощенными, что методы первой испанской инквизиции выглядят искусной хирургией. Тем более, что на ранних этапах инквизиция хоть и прибегала к допросам с пристрастием, но максимально дистанцировалась от пыток …
Так все и случилось. Когда власть максимально сконцентрировалась в одних руках – а власть большевиков задолго до 17-го была запрограммирована на вождизм – начались процессы 30-х, резонансом возбудившие узаконенный еще с 1918 года террор.
В общем, И.В. Сталин не изобретал культа личности, это не его ноу-хау – его вручил ему сам «орден меченосцев». И вручил бы любому, кто уничтожил бы других претендентов на «престол». То же касается и упрощенного «инструментария» по вразумлению – без капельниц, анестезии и больничных листов. Не изобретал его Сталин – принял в докторском саквояже по наследству вместе с властью. Примерно, как цари принимали скипетр и державу. Или как нынешние – ядерный чемоданчик. Также не стал он реформировать большевистский «иконостас» из уважения к своим «почившим в бозе» партийным товарищам. «Икон» даже прибавилось, а центральный марксистский дуэт превратился в «Нерукотворную бородатую тройку». Но если бы даже «тиран» и рискнул реформировать «Демарксистский чин», то сожрали бы уже верные соратники, ранее с хрустом поедавшие троцкистов …
Ну ладно! – А что с аутистическим мышлением интеллигенции? – Какие с ним произошли метаморфозы?
Да никаких таких особенных. Но оно было скорректировано реальностью. В целом же, если статистически – оно даже усугубилось, загналось вглубь и стало привычным. Причиной – не единственной, конечно – была боязнь доносов от всех, даже от друзей и родственников, а также страх небытия (Бога нет, душа не вечна). Одних боязнь делала марионетками, поднимающих руку на собраниях или скандирующих заученные клише. А других научила замыкаться и держать язык за зубами. Иные же и вовсе принимали правила двойной морали.
Трагедия? – конечно! – для многих к сожалению …
Но индивидуальные категории, включая и нравственные, неприменимы к аналитике системы. И кроме того, рост или падение функции оценивается не только ее номиналом или первой производной. Имеется еще вторая! И если она становится положительной, то за фактом падения проступает позитивная перспектива.
Чтобы не отклоняться от темы аутистического мышления советской интеллигенции и не погрязнуть во множестве деталей, «зарифмуем» весь период 30-х годов черной, даже на грани цинизма метафорой:
— Починку разрушенного дома совмещали с психологической профилактикой и наведением порядка. Собирали самых активных из бегавших по развалинам «душевнобольных» – одержимых иллюзиями, пафосных, тенденциозных, суетливых и горластых – чтобы поместить в отдельный барак для лечения трудотерапией. Но санитары из новобранцев были архаровцы – профи остались под развалинами – да и главврач соблюдал «клятву большевистского Коннократа». Потому в злосчастный барак тащили всех, кто попадал под руку.
Такое вот советское хокку …
А потом началась Великая Отечественная. В 1942 по первым двум из пяти основных установок (см. Реплика-2):
— отринем и заклеймим заветы предков;
— поднимем знамя агрессивного атеизма …
Была проведена операция по удалению, причем, быстрая и на редкость успешная. Востребовали эту реформу реалии критического 42-го и печальный опыт 41-го. А «разожжём мировой пожар …» ликвидировали еще в конце 30-х. Что касается «построим коммунизм» – его без лишних разговоров сняли с повестки, заткнув рот болтунам марксистам. В общем, не отрицая финала-апофигея отодвинули на неопределенное будущее, как если бы Второе пришествие.
Таким образом, отказ от четырех из пяти первых тезисов ставил на Антисистеме 20-х годов большой крест. Конечно, оставалась еще последняя установка – «объявим несогласных классово чуждыми врагами». Но кто знает? – возможно, что 58-ю статью планировалось ликвидировать вскоре после Победы? Что касается этнической Химеры – которую Сталин конечно же понимал не этими современными дефинициями, а как-то по-своему! – то при строгом табу на воинственный атеизм и естественном, т.е. добровольном возрождении традиционных для России вероисповеданий – как регенерации культуры через традиционную веру – Химера со временем была бы:
— либо локализована в этническую Ксению (т.е. гостья – нейтральное сосуществование);
— либо вовсе исчезла (допустимо и по сценарию Исхода).
Как же все эти события повлияли на советскую интеллигенцию и ее аутистическое мышление?
Если индивидуально, то по-разному – для кого-то очень трагично …
А в целом для Системы, то – как это ни покажется странным – позитивно. Позитивно потому, что страна победила в страшной войне и быстро восстанавливалась после нее. И главное – Победа отрезвила других потенциальных агрессоров, причем, надолго – дав СССР шанс на выживание.
Если возвратиться к метафоре, напрашивается продолжение:
Наиболее горластые и тенденциозные, включая самых отмороженных атеистов, примолкли. Даже те, кто избежал «барака». А у кого была реальная профессия, талант, практический опыт или даже желание – получил возможность продуктивно работать. Трудолюбивых и творческих людей больше не отвлекали слева и справа криками «Даешь!», не хватали за рукава и не тыкали в нос талмудами Капитала. При этом нашлось занятие даже для попавших в барак – с переводом отличившихся в «шарашки» – его привилегированные отделения. И они там в буквальном смысле творили чудеса – как сказочный Данила мастер в недрах Медной горы. В целом не идиллия, безусловно – но от баламутства и мастурбации 20-х практически ничего не осталось.
К началу 50-х СССР был как никогда силен экономически, по золотому запасу, по технологиям, в науке и даже – с ума сойти современным демографам! – по приросту населения. Такой же позитивный рост был и во всех сферах общественной деятельности. В спорте – уже к концу 50-х мы доминировали на всех Олимпиадах – на одном энтузиазме, без бешенных гонораров. В мировосприятии – вызревала новая литература – А.Т. Твардовский, Б.Л. Пастернак, писатели «деревенщики», писатели фантасты и другие. На подъеме был кинематограф …
При этом США уже в 1947 г. поставили СССР перед фактом «холодной войны», обязавший страну снова сосредоточиться! И это притом, что авторитет И.В. Сталина был непререкаемым – он буквально козырным тузом бил или же подкреплял любую «идею».
В целом, все перечисленное создавало идеальные предпосылки для всесторонних реформ в СССР, причем, одномоментных:
— отменить республиканское деление страны;
— дать толчок к возрождению трех традиционных вероисповеданий (если возродятся эти – не сгинут остальные);
— вырезать «58-й аппендикс» (желательно без реабилитации одиозных троцкистов и прочих антисистемных адептов);
— и т.д.
Вот же ведь – даже фашистов бандеровцев начали отпускать по домам …
Но не сложилось!
А после 1953 так закрутилось, что диву даешься – неужто Сам еще при жизни не мог просчитать таких катаклизмов?!
В результате уже с 1954 года одно за другим стали приниматься решения, которые спровоцировали начало нового рецидива. И самое главное, что были реанимированы все пять одиозных установок 20-х годов (см. Реплика-2)!
Новая атака на православие. А раз на него, то и на все культурное наследие предков. Все тот же замшелый классовый подход.
Громогласные заявления, что всех догоним, перегоним, да еще ядерным фугасом накроем. Неразборчивая поддержка – финансовая, оружием и т.д. – любых, даже бандитских движений в мире под соусом анти-империализма и национального освобождения. И наконец – построим коммунизм в 1980!
И в довесок к 5-ти базовым – которые из 20-х – посыпались новые «мелкие», отчасти отражающие малоросский менталитет нового генсека, а отчасти – его собственное аутистическое мышление:
Новое перекраивание республиканских границ (см. Украины). Дальнейшее дробление РСФСР на те же республики, автономные округа и т.д. Совместное обучение в школах девочек и мальчиков. Начало гендерной ведьмовщины в управленческом звене. Вдруг выползший антисемитизм «хохляцкого розлива», но уже на государственном (!) уровне (при Сталине немыслимый). Совхозы. Кукуруза. Удар по личным хозяйствам колхозников и прочая-прочая …
А результаты сказались быстро. Началась новая деградация – и в экономике, и в мировоззрении. И в первую очередь, конечно, у интеллигенции. Что она и продемонстрировала через одно поколение, т.е. через 25-30 лет.
Сергей Кара-Мурза
Проблема невежества. Часть 8
URL: http://sg-karamurza.livejournal.com/253625.html
Рассмотрим самый главный раздел.
Аутистическое мышление при расщеплении логики, «невежество ученых», породило в России небывалый в истории проект разрушения народного хозяйства своей собственной страны. Не надо обольщаться иллюзией, что наша элита произвела великолепную операцию экспроприации. Операция была примитивной. Уж если бы так хотелось пожить в провинциальном капитализме, наша «буржуазия» могла бы собирать с постсоветской экономики огромные урожаи. Разум отказал, и погрузили страну в кризис, а себе добыли крохи и презрение. Но главное, растеряли интеллект и совесть, и утащили с собой в эту яму массу мирных жителей.
Откуда ни возьмись, опять вылезла родовая болезнь российского либерализма – придавать гипертрофированное значение распределению в ущерб производству. Вот, член Президентского Совета, руководитель Аналитического центра Администрации Президента РФ по социально-экономической политике П.С. Филиппов дал большое интервью (4 января 1994 г.).
Его спрашивают, какова причина такого кризиса. Он отвечает: «В нашей экономике узкое место – это торговля: у нас в три раза меньше торговых площадей, чем, например, в Японии. Хотите хорошо жить – займитесь торговлей. Это общественно-полезная деятельность. И так будет до тех пор, пока будет существовать дефицит торговых площадей, а, еще вернее, мы испытываем дефицит коммерсантов» [204].
Таково видение образованного человека!
Вспомним, как граждан начали убеждать, что главное в перестройке экономики – «радикальное изменение отношений собственности». Появилась серия статей видного юриста, председателя комиссии Верховного Совета СССР С.С. Алексеева. Он заявил: необходимо «совершить воистину революционный акт – передачу всех, без исключения, государственных имуществ тому, кто только и может в Советской стране ими обладать, Советам».
Это внушало страх. Что происходит? Представляете себе, «передачу всех, без исключения, государственных имуществ», например, баллистические ракеты на балансе Рязанского облисполкома? Но эти призывы к муниципализации инфраструктуры и техносферы СССР, как будто, не показались бредом. Сейчас это забыто, а тогда это было инъекцией невежества.
С.С. Алексеев даже утвеpждал, что на Западе давно нет частной собственности и эксплуатации, а все стали коопеpатоpами и pаспpеделяют между собой тpудовой доход. Казалось невеpоятным: член-коppеспондент АН СССР, знал или мог прочитать, что на тот момент в США 1% взpослого населения имели 76% акций и 78% дpугих ценных бумаг, а также и 40% всех богатств (включая недвижимость и пр.).
Страшный по своим последствиям провал в рациональности произошел в отношении обеспечения страны энергией. Атака на почти уже выполненную Энергетическую программу велась объединенными силами ученых и деятелей культуры. Вот логика их аргументов: «Зачем увеличивать производство энергоресурсов, если мы затрачиваем две тонны топлива там, где в странах с высоким уровнем технологии обходятся одной тонной? Вся многолетняя действительность Минэнерго завела наше энергетическое хозяйство в тупик, нанесла огромный и непоправимый урон природе… Именно этот абсурдный принцип развития нашей энергетики заложен в Энергетической программе СССР и ныне осуществляется. Никто за все это не понес ответственности» [188].
Посмотрите подписи под этим Меморандумом – их 13, из них 6 докторов разных наук.
Миф о «двух тоннах вместо одной» – постыдный продукт нежелания узнать фактические данные. Энергетический баланс всех производств известен досконально, это обязательное знание технологов любого профиля. Справочники доступны! Но даже если бы в СССР приходилось тратить больше, чем в США, разве не безумие – призывать ликвидировать энергетику?
Специалист по экономике энергетики В.В. Клименко пишет:
«Более двух третей нашей территории (11,57 из 17,08 млн. кв. км) составляют земли, не приспособленные для постоянного проживания человека. Это земли, на которых среднегодовая температура воздуха ниже -2º или расположенные выше 2000 м над уровнем моря».
Главный показатель индустриального развития – потребление энергии. Критерием считается не абсолютное валовое потребление, а относительное, «то есть нормированное с учетом природных условий». Разница между абсолютным и относительным потреблением показывает, какую долю энергии приходится расходовать просто для того, чтобы существовать в данном ландшафте.
В 1994 г. относительное потребление энергии в РФ составляло 0,37 т условного топлива в год на человека, а в США 0,91 т. Иными словами, доля энергии, которая остается для ее использования в хозяйстве после расходов на «противостояние природе», в США в два с половиной раза больше, чем в РФ. В странах Западной Европы, с их меньшими размерами, на «противостояние природе» тратится вдвое меньше энергии, чем в США – и в 4 раза меньше, чем в России.
В составе СССР Россия (РСФСР) по критерию, который предлагает В. Клименко, стояла вровень с самыми высокоразвитыми странами – США, Великобританией, Германией. В середине 1990-х годов она опустилась на уровень Конго и находилась гораздо ниже уровня Зимбабве или Таиланда. При этом экономическая политика РФ предполагала дальнейшее сокращение потребления энергии [214].
В общем, мишенями атаки на большие программы были вся советская программа индустриализации и программа создания современной системы вооружения – атомная и космическая программы.
Образ обеих главных «программ века» был настолько опорочен в массовом сознании, что люди, которые еще недавно выходили на улицы встречать космонавтов, как на праздник, равнодушно согласились на почти полный демонтаж программы, которая не только обеспечивала безопасность страны, но и давала большие экономические выгоды. Исследования сдвига людей к антисоветским установкам выявили их связь с архаизацией мышления, склонностью к антинаучным взглядам, появлением суеверий и т.п.
В 1991 г., в пятилетнюю годовщину Чернобыльской катастрофы, в Запорожье провели опрос, выделив сторонников и противников атомных электростанций. Противниками АЭС стали в основном те, кто в целом подпал под воздействие утопии рынка. Они резко отличались от сторонников АЭС, например, тем, что были более склонны выступать за частную собственность (80% против 57 у сторонников АЭС) и больше верили астрологам и экстрасенсам (57% против 26 у сторонников АЭС).
Что же касается индустриализации, то здесь деформация сознания достигла философской глубины. Люди перестали видеть прямую связь даже их личного благосостояния с развитием промышленности.