Предисловие Анатолия Краснянского к статье Сергея Кравцова
Сергей Кравцов уверен, что Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Однако эта Программа не дает достоверных результатов о знаниях и умениях школьников, так как содержит разного рода дефекты.
В 2009 году старший научный сотрудник химического факультета МГУ Анатолий Владимирович Краснянский доказал, что многие задания PISA являются нагромождениями ошибок. Например, каждая из групп заданий: "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит не менее 10 ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные". [3].
2014 год: Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. Открытое письмо ученых из разных стран мира Андреасу Шлейхеру, директору программы PISA. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. [4].
[1] Общее собрание Российской академии наук. Выступления участников Общего собрания 18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подготовлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm Копия: URL: https://ctsengtec.ru/article-51.html
[2 ] Академик РАН В.А. Васильев. Испытание «П». Независимая газета, № 114 (3510). Дата публикации в источнике: 08.06.2005. URL: http://www.ng.ru/science/2005-06-08/14_ispytanie.html Копия: URL: https://ctsengtec.ru/article-3019.html
[3] Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования: URL: https://ctsengtec.ru/category-2.html
[4] Программа PISA наносит ущерб образованию во всем мире. The Guardian. 6 мая 2014 года. URL: https://www.theguardian.com/education/2014/may/06/oecd-pisa-tests-damaging-education-academics Валерия Штраус. Ученые призывают не проводить очередной цикл программы PISA. The Washington Post. 13 мая 2014 года. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2014/05/13/academics-call-for-pause-in-pisa-tests/?utm_term=.baa7fcd29e64 На русском языке: URL: https://ctsengtec.ru/article-4870.html
Сергей Сергеевич Кравцов
Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования
Сергей Сергеевич Кравцов, доктор педагогических наук, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования. Журнал "Педагогические измерения". № 2. 2017 год. С. 8-13. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2017/pi_2-2017.pdf
Фрагмент статьи Сергея Кравцова, посвященный программе PISA:
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Исследование проводится трёхлетними циклами, начиная с 2000 года. В исследовании PISA в 2015 году сохранились положительные тенденции в результатах российских учащихся 15-летнего возраста по всем направлениям функциональной грамотности. По сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
– по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились (рис. 7, 8 и 9). В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 81 % российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность адекватно применять математические знания и умения, они достигли порогового уровня или превысили его.
Для сравнения: в странах ОЭСР таких учащихся 77 %. Число 15-летних учащихся России, достижения которых в читательской грамотности выше порогового уровня, составляет 84 % (в среднем в странах ОЭСР — 80 %). Готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов, то есть достигли 4-го уровня и выше, 26 % российских учащихся. В целом результаты выполнения российскими учащимися заданий, оценивающих различные читательские умения, повторяют основные тенденции для средних результатов стран ОЭСР.
В исследовании 2015 года основное внимание уделялось естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы. По определению PISA, «естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства».
В 2015 году международный тест для оценки естественнонаучной грамотности включал задания на оценку понимания содержания естественнонаучных предметов (знание содержания), на оценку знания методов получения естественнонаучных знаний (знание процедур) и на оценку понимания обоснованности этих процедур и их использования (методологические знания). Чуть более половины заданий оценивали освоение естественнона- учного содержания, средний балл российских учащихся за выполнение этих заданий — 488. Около половины заданий оценивали знание процедур и методологические знания. Средний балл за выполнение этих двух групп заданий ниже — 485 баллов. В международном тесте были представлены три раздела: «Живые системы», «Физические системы» и «Земля и космические системы».
В отличие от профиля стран ОЭСР результаты выполнения заданий российскими учащимися по разделу «Живые системы» ниже, чем по другим разделам, и ниже среднего результата страны.
Ответы руководителей школ на вопросы анкеты исследования показывают, что расходы на образование в России достигли той границы, после которой зависимость между расходами и результатами перестаёт быть линейной. Дальнейший рост результатов связан с ростом эффективности использования средств.
Большую отдачу дают вложения в подготовку педагогов и повышение их квалификации.
На получаемые результаты наиболее сильное позитивное влияние оказывают социально-экономический статус учащегося и школы, показатели использования адаптивных методов обучения, организация внеурочной деятельности.
Наиболее сильное отрицательное влияние оказывают организация классов по способностям и показатели, связанные с нарушением дисциплины.
Результаты исследования показывают, что наиболее масштабные реформы ставят целью изменить то, что происходит на уроке, в классной комнате, поскольку то, как учителя преподают естественнонаучные предметы, оказывает самое большое влияние на результаты обучения. Необходимо, в частности, убедиться, что выполняемые на уроках лабораторные работы действительно помогают учащимся наполнить смыслом изучаемый материал, осваивать научные методы познания и естественнонаучные идеи, их применение в реальной жизни.
Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования
Скриншоты сделаны 4 и 5 января 2017 года. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2017/pi_2-2017.pdf
🗲