Библейская экономика: история порабощения?
В буквальном смысле слова Библия — это книги. Любые. Но так уж сложилось, что, произнося «Библия», мы подразумеваем иное: нравственный документально закрепленный стандарт христианства, материализованный именно в виде такого носителя — Библии, структурно состоящей из нескольких книг.
Кроме религиозных и морально-этических догматов, в них подробно описана и еще одна важнейшая составляющая человеческого общества — экономика. А также способы порабощения народа, где, кроме грабежа, вероломных нападений, откатов, работорговли, купли-продажи правосудия и прочего, подробно описаны многие экономические алгоритмы, не потерявшие актуальности и по сей день.
Остановлюсь пока всего лишь на единственном эпизоде, описанном в Ветхом Завете в книге Бытия. Суть его вот в чем.
Родные братья, сыновья Израиля, руководствуясь соображениями личной неприязни к своему брату Иосифу, решили его убить. Но так случилось, что не убили, а продали в рабство проходившему мимо каравану купцов, которые охотно его купили с целью дальнейшей перепродажи. И перепродали начальнику администрации президента Египта, то есть царедворцу фараона.
Парню попеременно то везло, то не везло (даже в тюрьме посидеть пришлось, так как его крики «это не мой героин — мне его подкинули»…, тьфу, «это не я её домогался, а она меня — это подстава!» результата, как водится, не достигли), но даже и в тюрьме он, сотрудничая с администрацией местной системы исправления и наказания, очень неплохо устроился.
Но однажды Бог ниспослал местной законодательной власти, фараону то есть, сон-предзнаменование. Фараон, поломав голову, в конце концов обратился за расшифровкой к Иосифу. Иосиф быстро объяснил, что к чему:
«…Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел…"
И быстренько объяснил, что делать, хоть у него совета никто и не спрашивал:
«…Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода…"
Фараон с легкостью согласился, возложив на пришлого Еврея выполнение данного начинания:
«…Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской…"
Вы понимаете, что произошло? Я не в смысле карьерного роста Иосифа, а с точки зрения посыла статьи.
Впервые появилась чётко обозначенная налоговая ставка! 20% — не больше и не меньше! Что по тем временам было то еще новаторство, ибо налоги до этого собирались, как бог на душу положит, а то и вообще не собирались за ненадобностью. Но в любом случае — 20 процентов! Для древнего египетского народа — это грабеж, а для современного человека — предел мечтаний. Но идем дальше.
Отдельный интерес представляет то, что с собранными налогами было сделано. Финансовая власть в лице Иосифа их не потратила и не позволила фараону просто проесть собранный хлеб, а запустила все собранное с народа в оборот:
«…Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам.
И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле…"
Как видим, власть распродавала стабфонд не только тем, у кого его забрала, но и иностранцам. Что показательно, ибо ясно, что задача — получить мегаприбыль. Причем Иосиф бюджет откровенно разбазаривает, взяв на содержание всех пришедших в Египет евреев из своего рода:
«…И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства…»
Но дальше еще интересней, смотрите внимательно:
«…И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.
Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.
И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?
Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.
И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
для чего нам погибать в глазах твоих, и нам, и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого…"
Понимаете простую гениальность данной схемы? То есть свободные люди — через ими же уплаченные налоги — лишились всего своего имущества и сами оказались собственностью! Можно даже и не комментировать, так как наперсточники свои аферы исполняют куда сложнее.
Завершается же данная авантюра классически:
«…И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;
Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.
И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону…"
Получилось гениально — народ разорился, сам стал собственностью, а власть непомерно обогатилась и в результате оказалась еще и благодетелем!
Нет, все-таки Библия очень интересная книга, вот только читают ее очень избирательно.