Почему за последние 25 лет так и не удалось победить СПИД?
23 апреля 1984 года, 25 лет назад, должен был стать судьбоносным в жизни миллионов жителей нашей планеты. Именно в этот день секретарь Службы здравоохранения США Маргарет Хеклер объявила на совместной конференции с Робертом Гало, что вирус СПИДа обнаружен и что «вакцина против вируса будет разработана в течение двух лет».
Это выступление стало лучом надежды для тех людей, которые потеряли веру в спасение, их не смущало обстоятельство, что результаты клинических исследований должны были поступить не ранее, чем через две недели. Главное, что вирус обнаружен! Во всем виноваты лемуры?
Откуда он только взялся на наши головы? Как установили ученые значительно позже, родственный вирусу СПИДа ретровирус впервые «вклинился» в геном лемуров порядка 4,2 млн лет назад. Так, по крайней мере, утверждает профессор Техасского университета Седрик Фешотт. Он же установил, что за свою многомиллионную историю лемуры переживали, как минимум, две большие волны поражения этим ретровирусом. И ничего — перестроились. И даже больше — «поделились» им с людьми.
К единому мнению ученые приходят не так часто, вот и в этом случае каждый тянет одеяло на себя. Одни считают, что первое «заражение» произошло в далеком XVII веке, вторые «грешат» на 30-е годы ХХ века, третьи настаивают на 1946 году, зато доподлинно известно, что эпидемический характер эта болезнь получила в конце 70-х годов прошлого столетия. А старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году — в том году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа. Стало быть, новейшая история чумы ХХ века насчитывает, как минимум, полвека. Этот страшный 1978 год…
А 1978 год стал отправной точкой лишь потому, что с этого периода заболевание начало носить лавинообразный характер. Впервые болезнь была диагностирована у нескольких мужчин-гомосексуалов в США, Швеции, в Танзании и на Гаити. Тремя годами позже врачи, наконец, отметили необычную предрасположенность геев к заболеваниям раком кожи. Болезнь так и назвали — рак гомосексуалов. В 1982 году впервые предположили, что болезнь каким-то образом связана с кровью, в то же время впервые появилась аббревиатура AIDS, или по-нашему СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
Едва Галло объявил, что вирус открыт, как тут же нашлись скептики, которые заявили, что это всего-навсего заимствование у Люка Монтанье из Института Пастера во Франции, который годом ранее пусть не так громко, но объявил о том, что кажется, он уже во всем разобрался.
Но вопрос о том, каким образом передается ВИЧ от одного человека к другому, в то время был, что называется, «открыт», ни Люк, ни Роберт не могли точно сказать, как все происходит на самом деле. И только год спустя стало ясно, что вирус «поставляется» в чужой организм через жидкую среду: кровь, сперму, женские секреции и материнское молоко. Вот тогда мир по-настоящему вздрогнул!
А в 1987 году вместе с первыми лекарствами от СПИДа появилась надежда, что это заболевание удастся каким-то образом локализовать, сузив границы его распространения. Но, как говорится, если хочешь рассмешить Бога — поведай ему о своих планах. В том же году диагноз СПИД был впервые установлен в СССР. Но поскольку «один раз не считается» это не очень-то насторожило общество, пока в 1989 году из-за небрежности медперсонала в больницах Элисты, Волгограда и Нижнего Новгорода не оказались заражены ВИЧ более 200 детей.
Пока болезнь не касается конкретного человека (и слава Богу), у него создается иллюзия того, что все это не более, чем страшный сон, что вся эта беда непременно обойдет его стороной. Особенно, если он не подвержен такому «заболеванию», как беспорядочные половые связи. Забывая при этом, что болезнью его могут «снабдить» где угодно и когда угодно. Потери подсчитать сложно…
Сколько же человечество потеряло от СПИДа за последние четверть века с той приснопамятной конференции, объявившей о том, что вакцина будет найдена в течение двух лет? В далеком уже 1997 году было объявлено, что людские потери в войне с синдромом приобретенного иммунодефицита составляют примерно 6,4 млн человек. С тех пор статистика увеличилась, как минимум, вдвое, и наверняка перевалила за десяток миллионов жизней. Особенно, если ориентироваться на статистику, подготовленную к первому глобальному бизнес-совету по ВИЧ/СПИДу. Тогда было объявлено, что примерное число людей с ВИЧ-инфекцией в мире — 22 млн. человек. Это больше, чем все население Австралии. Учитывая факт, что заболевший СПИДом человек живет, в среднем, 7−10 лет, цифру потерь можно увеличить примерно втрое…
Спустя пять лет в Барселоне на 14-ой Международной конференции было объявлено о том, что вакцина от СПИДа — вопрос ближайшего будущего. В тот год число людей, живущих с ВИЧ, превысило 40 миллионов человек. В России, по официальной статистике, зарегистрировано более 200 тысяч ВИЧ-положительных, реально число это достигает порядка 1 миллиона. Чума или фальсификация?
Но это, как говорится, одна точка зрения. У нее есть и противники. Так, профессор молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета Питер Дюсберг одну за другой пишет книги, в которых утверждает, что СПИД — это не чума ХХ века, а самая настоящая фальсификация. «Борьба со СПИДом закончилась поражением. Начиная с 1981 года более 500 000 американцам и 150 000 европейцам поставили этот диагноз. Налогоплательщики США заплатили свыше 45 миллиардов долларов, однако за это время не было открыто никакой вакцины, никакого средства излечения и не разработано никакой эффективной профилактики. Ни один пациент не был вылечен», — утверждает профессор.
С ним солидарен и доктор Джон Лорицен, который на пресс-конференции в Берлине заявил, что СПИД — не болезнь, а результат обработки общественного сознания, и феномен этот умело управляется постоянно подогреваемой истерией толпы. Профессор Луиджи де Марчи назвал СПИД «лженаучным терроризмом», а лауреат Нобелевской премии Муллис считает гипотезу ВИЧ-СПИДа «адской ошибкой». Как утверждает доктор Антал Макк, «СПИД — это не смертельное заболевание. Это бизнес на смерти…» Кому верить? Что делать?!
Готового рецепта, как и обещанной панацеи от вируса иммунодефицита, сегодня не существует. Есть только нравственный закон, который не позволяет преступать рамки дозволенного. Но может ли он стать прочной защитой? Нравственные заповеди, как и защищенный секс, гарантия не на все 100%. Никто ведь не застрахован от того, что во время операции у врачей под рукой не окажется кровь от ВИЧ-инфицированного? Остается только соблюдать все меры предосторожности и верить в то, что эта загадка когда-нибудь будет разгадана.
А пока нужно помнить о том, что, по заявлению медиков, свыше 90 процентов ВИЧ-инфицированных составляют мужчины — наркоманы, гомосексуалисты в возрасте 20−40 лет. С ними-то и нужно всегда держать ухо востро…