«Как я провел этим летом». Зачем обманывать зрителя?
Я всегда говорил, что рассматриваю каждый фильм как отдельное произведение искусства.
И не беда, если некоторые картины никаким произведением никакого искусства не являются по определению. А являются либо откровенным фуфлом, либо умело скроенным видеорядом, по сути являющимся тем же фуфлом. Поэтому когда я начинал смотреть ленту Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», для себя решил, что оглядываться на предыдущие работы режиссера не буду принципиально.
Оно и правильно, ибо я их не смотрел. Увы мне. И безотносительно ценности «Коктебеля» новый фильм Попогребского мне понравился лишь частично. Почему? Давайте разбираться.
Начнем, как водится, с канвы. То бишь — кто кого, за что и почему. Перед нами одинокий остров в Заполярье под названием Аарчым. В реальности такого острова не существует, а имя Арчум принадлежит лайке, но фильм, тем не менее, снимался на действующей станции Валькаркай на севере Чукотки.
Место действия — метеорологическая станция, для обслуживания которой требуется два человека. Сергей Викторович — старой закалки мужчина в самом расцвете лет, ответственный работник, преданный муж и семьянин. Связи с большой землей у них нет, поэтому Сергей передает тексты SMS для своих родных на центральную базу. Второй пассажир — Паша. Студент, приехавший в Заполярье в поисках мужского и сурового времяпрепровождения. Однако в реальности работа метеоролога — дело скучное и нисколечко не забавное. Все эти замеры, калибровки и сверки трепетно интересны первые несколько дней, а потом рутина засасывает, и Паша уныло передвигается по окрестностям в поисках хоть каких-нибудь новых ощущений.
Как видите, сюжет фильма прост, как булыжник, найденный на улице. В один «прекрасный» день Сергей отправляется на дальний кордон, чтобы наловить рыбы для своей любимой жены. Пока он отсутствует, с Пашей во время очередного сеанса связывается начальство и сообщает трагические новости — вся семья Сергея погибла в катастрофе. Пашу просят срочно поставить старшего в известность и терпеливо ждать, когда за ними прибудет экстренно высланный транспорт. Паша, которому и так здесь живется несладко, понимает, что подобные известия могут нарушить хрупкое равновесие психического здоровья командира, что сделает последние дни пребывания на станции воистину незабываемыми. Поэтому по прибытии начальника, он молчит, как рыба, выловленная Сергеем…
Начну сразу, без обиняков. Вся эта катавасия и напряжение сюжета начинается где-то после середины фильма, который, к слову сказать, длится аж два часа. Другими словами, целый час зритель с упорством, достойным другого применения, наблюдает тоскливые и серые заполярные пейзажи, задумчивые лица двух главных героев и их рутинные метеорологические дела-делишки.
Я, друзья, понимаю, когда мы имеем дело с напряженным боевиком или детективом, где каждая минута наполнена действием и за полчаса может полностью смениться расстановка сил. Но, простите, два часа следить за тем, как два плохо выбритых товарища меряют температуру? По отношению к зрителю со стороны создателей фильма это просто нечестно и некорректно. И арт-хаусом и прочими умными словами прикрываться не стоит. Согласен, авторам жалко было бросать наработанный материал в 80 часов, но мы-то здесь при чем? Цифрой можно хоть год подряд снимать, это не дорогущая кинопленка.
В общем, как ни крути, если бы монтаж сократил ленту минимум на полчаса, итоговый продукт только бы выиграл. И зритель тоже. А так получилось хорошее, но невероятно затянутое кино, совершенно несмотрибельное в кинотеатре, где все эти паузы вызывают плохо скрываемую зевоту. Одно дело рассматривать великолепный пейзаж и медитировать вместе с героями фильма, а другое — несколько минут вглядываться в туман, следя за тем, как удаляется человеческая фигура. Просто иногда чувство меры авторам отказывало напрочь.
То, что картину тепло встретили на минувшем Берлинском кинофестивале, конечно, плюс. И исполнители главных ролей, Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, получили своих Серебряных медведей абсолютно заслуженно, потому что сыграли парни действительно здорово. Натурально, естественно, вот прям веришь, что они там всё это время жили и, что называется, терпели лишения. Персонажи получились очень жизненные и достоверные. Любители гламурного российского кино будут разочарованы однозначно, ибо привычными Куценко-Ефремовыми-Хабенскими здесь и рядом не пахнет. Хотя, наверное, тот же Балуев в роли Сергея тоже смотрелся бы вполне органично.
Читая отзывы от рядовых зрителей, особенно поражаешься этой часто встречающейся формулировкой — «кино не для всех». Вот бы прокатчикам этой картины вписать сей слоган вместо той фразы, что была заманчиво начертана на постерах к фильму — «Не ври. Не бойся. Не беги». Пришел зритель, увидел надпись «Не для всех», почесал тыковку и подумал: «А стоит ли?» Зачем нужно было устраивать рекламно-маркетинговую кампанию и продвигать ленту именно как триллер, хотя триллером там даже за километр не пахнет? Банально, друзья, но авторы решили смухлевать, дабы хоть немножко заработать на доверии зрителей. Фестивали, конечно, дело престижное, но абсолютно неприбыльное.
Резюмирую. Перед нами стойкий образчик фестивального кино, которое в российском прокате попытались замаскировать под жанр триллера. Отличная актерская игра и внешне привлекательные пейзажи, к сожалению, не могут компенсировать отсутствие саспенса. Данная картина служит очередным доказательством того, что наши кинематографисты по-прежнему умеют снимать тягучие психологические драмы. Кассовые сборы ленты, в свою очередь, подтверждают факт, что зрителю до смерти драмы надоели, а хочется хорошего российского жанрового кино.