Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Логический анализ учебной литературы

Основные цели логического анализа: 1) выявление нарушений законов, принципов и правил логики, в том числе выявление ошибок в энтимемах, доказательствах, обобщениях, при определении понятий, при делении понятий, при использовании аналогии; 2) выявление многосмысленности, тавтологии и плеоназмов; 3) выявление логически некорректных вопросов и ответов; 4) выявление логических связей между определениями, нахождение оптимальных вариантов определений понятий и последовательности их введения; 5) выявление наиболее значимой (ключевой) информации; 6) определение оптимальной структуры учебного предмета.

 

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

 Логический  анализ  учебной литературы   

                           

      Важнейшая    задача     цивилизации –

научить человека мыслить. Т. Эдисон

    Одной из основных целей образования  является   развитие  мышления,  в том числе логического  мышления.  В современном обществе способность ясно и четко мыслить является необходимым условием для успешной деятельности.

   Эффективность обучения во многом зависит от качества учебной литературы:    учебников,  пособий к практическим занятиям, справочников, сборников задач.  Главным организационно-педагогическим средством  обучения является учебник. Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное содержание обучения и определяющая виды деятельности учащихся.  Учебник должен способствовать развитию логической культуры преподавателей и учащихся, усвоению рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формированию творческого мышления ([1], с.102). Учебник – "фундамент хорошего образования" (К.Д. Ушинский). 

   Содержание образования по каждому учебному предмету (научной дисциплине) должно соответствовать системе, свойственной той или иной науке. Проблема заключается в том, что  в учебнике это содержание необходимо представить в доступной для  учащихся  форме.  Поэтому   научный  материал  в  учебнике (за исключением некоторых университетских спецкурсов)  подвергается сокращению и  упрощению. При  упрощении  понятий, доказательств, объяснений, моделей и теорий разрываются логические  связи между этими средствами познания, что приводит к разрушению логической структуры науки. Это  основной источник логических ошибок в учебниках.  Другими  источниками логических ошибок являются: низкая логическая культура, сбивчивость мышления, неясность используемых в учебнике понятий и суждений, поспешность при  подготовке учебников.     

   В идеале в учебнике не должно быть логических (как и любых других) ошибок. Можно предположить, что при достаточно большой концентрации логических ошибок учебник превращается из инструмента обучения в средство оглупления. Следовательно, необходимо проводить логический анализ  учебников –  анализ учебников,  основанный на законах, принципах и правилах  логики.

   Логика изучает то, что используют все науки:  формы мышления (формы мысли) – понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные и индуктивные);  логические операции с понятиями;  методы установления причинных связей между явлениями;  функции научной теории (описание и объяснение явлений, получение новых знаний);  структуру доказательств; структуру вопросов и ответов. Следовательно, логика изучает познавательные средства, являющиеся необходимыми элементами  любого учебника по любой научной дисциплине.

   В логическом анализе учебника можно выделить следующие операции:   1) анализ структуры и содержания учебника; 2)  анализ   определений   основных понятий;   3) анализ правил, законов,  моделей и теоретических   концепций;   4) анализ   обоснований   и   доказательств;  5) анализ объяснений;   6) анализ   вопросно-ответных ситуаций [2].

   Основные цели логического анализа: 1) выявление нарушений законов, принципов и правил логики, в том числе выявление ошибок в энтимемах, доказательствах, обобщениях, при определении понятий, при делении понятий, при использовании аналогии; 2) выявление  многосмысленности, тавтологии  и  плеоназмов; 3) выявление  логически некорректных вопросов и ответов; 4) выявление логических связей между определениями, нахождение оптимальных вариантов определений понятий и последовательности их введения;  5) выявление наиболее значимой (ключевой) информации; 6) определение оптимальной структуры учебного предмета.  
   Анализ учебников химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений показал (см.,  например,   [2 – 4]), что в среднем один учебник содержит от 40 до 50 (в сумме) логических и фактических ошибок.  Можно согласиться с мнением  профессора О.С. Зайцева (МГУ), что если учащиеся будут изучать химию по существующим учебникам старыми (традиционными) методами, то ничего по существу нового  в химическом образовании не появится ([5], с. 8). Нужны новые учебники химии.  

   В настоящее время существует потребность в методах, с помощью которых можно быстро оценить качество учебника, не обращаясь к длительному педагогическому эксперименту. Одним из таких способов является логический анализ (логическая экспертиза) учебника, результаты  которого нужно  учитывать при переиздании действующих учебников  и  создании учебников нового поколения. 

   Необходимо отметить, что анализ учебной литературы не может быть основан исключительно на  законах и правилах формальной  логики. Многие утверждения в педагогике  не являются ни истинными, ни ложными. Оценки, советы, планы, программы, педагогические цели, принципы, модели не описывают какие-либо ситуации, а указывают, какими они должны быть, в каком направлении их нужно преобразовать.  Поэтому обобщения, переходы от  частных факторов к общим заключениям  в логическом анализе организационно-педагогических средств воспитания (в узком смысле – средств обучения) часто дают не достоверные, а лишь вероятные знания.

Литература

[1]  А.Д. Гетманова. Учебник по логике. Москва. "Владос". 1995.
[2]  А.В. Краснянский. Химия и логика: понятие о логической экспертизе   учебника. 35 с. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 18. 02. 2002. № 319 – В 2002.
[3]  А.В. Краснянский. Химия и логика: логический анализ  учебной литературы по химии. Часть 1.  36 с.  Рукопись депонирована в ВИНИТИ 20. 03. 2002. №  508 – В  2002.
[4]  А.В. Краснянский. Химия и логика: логический анализ  учебной литературы по химии. Часть 10. 33 с. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 24. 10. 2003. №  1861 – В 2003.
[5]  О.С. Зайцев. Обсуждаем концепцию химического образования. Химия в   школе. № 3.  2000.

 

 

Дополнение

 

  Фрагменты из статей А.В. Краснянского о логическом анализе учебников химии


   В   современном  обществе для  нормальной жизнедеятельности необходимо   владеть большим объемом   знаний.   Традиционное образование является экстенсивным, так  как  решает  эту задачу путем увеличения  времени  обучения.

   Учебник  является важнейшим фактором обучения — особенно в школе,  где  он  рассматривается  как  практически  единственный носитель  научной  информации.  Улучшение  его качества — это наиболее  дешевый  для  общества  путь повышения  эффективности образовательного   процесса.   При этом нужно учитывать,  что важнейшей  целью образования  является формирование правильного (логического) мышления:   без  этого весь объем  знаний,   как бы он не  был  велик,  является  бесполезным  грузом.

   Учебник  должен  способствовать развитию логической культуры преподавателей  и  учащихся,  усвоению  рациональных методов и приемов    доказательного рассуждения,   развитию  интуитивного мышления и т.п.

   В настоящее время отсутствуют научно  обоснованные  критерии, позволяющие  оценить  качество|учебника  или  учебного  пособия. Поэтому   в   обществе   существует   потребность в   методах, с помощью  которых  можно  быстро  оценить качество  учебника.

   В логике научного  познания используется  логический анализ. Одним  из  направлений  логического анализа  является  изучение приемов  и  операций,  постоянно  используемых во  всех  сферах научной  и  педагогической  деятельности.  К  ним  относятся определение,  объяснение,  понимание,  предвидение,  обобщение и деление   понятий,    классификация,    типология,    сравнение, аналогия  и  т.п.

   Содержание курсов химии должно в доступной для студентов и школьников  форме   отражать   основные   разделы   современной химии, поэтому   научный материал  в    учебной    литературе подвергается сокращению и  упрощению.

При  упрощении  теорий,  моделей  и  понятий  разрываются логические  связи,  которые лежат в основе этих  представлений. Логическая    гармония   теорий исчезает, остаются  положения, которые меавду собой плохо связаны.

Особенно      сильной    деформации  научные  представления подвергаются в учебной  литературе  химии,  предназначенных для средних общеобразовательных учреждений.  Именно в этой  области особенно  интересно   применение   средств  и методов  логики.

   В логическом анализе  (логической экспертизе) учебника по химии можно выделить  следующие  операции:

1. Анализ   структуры учебника:     обоснование     содержания учебника   и   последовательности   изложения химического материала;  логические  основания,    обосновывающие  именно такое      расположение  материала;    выявление    ключевой (наиболее      значимой)      информации      и   выяснение того,  насколько понятно  она  представлена  в  учебнике.

2.  Анализ   определений   основных   химических     понятий.

3.  Изучение    последовательности        введения    понятий.

4.  Анализ  законов,  правил,  теоретических    концепций    и логических  связей  между  ними.

5. Анализ   обоснований   и   доказательств.

6. Анализ   объяснений с учетом того, что наряду с  объяснением основной  функцией  научного  познания  является  понимание.

7. Анализ    заданий   (вопросов   и   задач)   и   выявление их  логических  связей  с  содержанием   учебника.

8.  Выявление   логических ошибок и противоречий в учебнике.

   Учебник должен предоставлять необходимый объем химических знаний в форме, способствующей развитию  логического  мышления учащихся.    Следовательно,   к  учебнику   следует предъявлять требования,  основанные на законах и правилах логики, он  должен быть написан научным языком. Язык учебника  (научный зык) должен  быть   ясным, точным  и  однозначным.


 

🗲

Комментарии: 6
  1. Аватар
    Аркадий Захаров

    Ищу соратников по совместному исследованию такой темы, как логика в химии. Мой адрес [email protected]
    сайт — [email protected]
    Захаров А.А. д.ф.н., профессор

  2. Аватар
    Аркадий Захаров

    Адрес сайта
    http://www.ooo245.ru
    Имеется ряд статей, где есть размышления о значении логики в преподавании химии. на сайте http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Спасибо за информацию. Статьи по теме «логика в химии» можно найти в журнале «Химия в школе» (наиболее вероятно, в интервале 2000 — 2007…).

    2. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Посмотрел Ваш сайт — интересные работы. Желаю успеха.

  3. Аватар
    Алхимик

    Евдокимов С.В.
    Логика в химии.
    http://mati-himia.3dn.ru/load/knigi/moi_knigi/6-1-0-92

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Спасибо за ссылку.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: