Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Логический анализ учебной литературы
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить. Т. Эдисон
Одной из основных целей образования является развитие мышления, в том числе логического мышления. В современном обществе способность ясно и четко мыслить является необходимым условием для успешной деятельности.
Эффективность обучения во многом зависит от качества учебной литературы: учебников, пособий к практическим занятиям, справочников, сборников задач. Главным организационно-педагогическим средством обучения является учебник. Учебник – массовая учебная книга, излагающая предметное содержание обучения и определяющая виды деятельности учащихся. Учебник должен способствовать развитию логической культуры преподавателей и учащихся, усвоению рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формированию творческого мышления ([1], с.102). Учебник – "фундамент хорошего образования" (К.Д. Ушинский).
Содержание образования по каждому учебному предмету (научной дисциплине) должно соответствовать системе, свойственной той или иной науке. Проблема заключается в том, что в учебнике это содержание необходимо представить в доступной для учащихся форме. Поэтому научный материал в учебнике (за исключением некоторых университетских спецкурсов) подвергается сокращению и упрощению. При упрощении понятий, доказательств, объяснений, моделей и теорий разрываются логические связи между этими средствами познания, что приводит к разрушению логической структуры науки. Это основной источник логических ошибок в учебниках. Другими источниками логических ошибок являются: низкая логическая культура, сбивчивость мышления, неясность используемых в учебнике понятий и суждений, поспешность при подготовке учебников.
В идеале в учебнике не должно быть логических (как и любых других) ошибок. Можно предположить, что при достаточно большой концентрации логических ошибок учебник превращается из инструмента обучения в средство оглупления. Следовательно, необходимо проводить логический анализ учебников – анализ учебников, основанный на законах, принципах и правилах логики.
Логика изучает то, что используют все науки: формы мышления (формы мысли) – понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные и индуктивные); логические операции с понятиями; методы установления причинных связей между явлениями; функции научной теории (описание и объяснение явлений, получение новых знаний); структуру доказательств; структуру вопросов и ответов. Следовательно, логика изучает познавательные средства, являющиеся необходимыми элементами любого учебника по любой научной дисциплине.
В логическом анализе учебника можно выделить следующие операции: 1) анализ структуры и содержания учебника; 2) анализ определений основных понятий; 3) анализ правил, законов, моделей и теоретических концепций; 4) анализ обоснований и доказательств; 5) анализ объяснений; 6) анализ вопросно-ответных ситуаций [2].
Основные цели логического анализа: 1) выявление нарушений законов, принципов и правил логики, в том числе выявление ошибок в энтимемах, доказательствах, обобщениях, при определении понятий, при делении понятий, при использовании аналогии; 2) выявление многосмысленности, тавтологии и плеоназмов; 3) выявление логически некорректных вопросов и ответов; 4) выявление логических связей между определениями, нахождение оптимальных вариантов определений понятий и последовательности их введения; 5) выявление наиболее значимой (ключевой) информации; 6) определение оптимальной структуры учебного предмета.
Анализ учебников химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений показал (см., например, [2 – 4]), что в среднем один учебник содержит от 40 до 50 (в сумме) логических и фактических ошибок. Можно согласиться с мнением профессора О.С. Зайцева (МГУ), что если учащиеся будут изучать химию по существующим учебникам старыми (традиционными) методами, то ничего по существу нового в химическом образовании не появится ([5], с. 8). Нужны новые учебники химии.
В настоящее время существует потребность в методах, с помощью которых можно быстро оценить качество учебника, не обращаясь к длительному педагогическому эксперименту. Одним из таких способов является логический анализ (логическая экспертиза) учебника, результаты которого нужно учитывать при переиздании действующих учебников и создании учебников нового поколения.
Необходимо отметить, что анализ учебной литературы не может быть основан исключительно на законах и правилах формальной логики. Многие утверждения в педагогике не являются ни истинными, ни ложными. Оценки, советы, планы, программы, педагогические цели, принципы, модели не описывают какие-либо ситуации, а указывают, какими они должны быть, в каком направлении их нужно преобразовать. Поэтому обобщения, переходы от частных факторов к общим заключениям в логическом анализе организационно-педагогических средств воспитания (в узком смысле – средств обучения) часто дают не достоверные, а лишь вероятные знания.
Литература
[1] А.Д. Гетманова. Учебник по логике. Москва. "Владос". 1995.
[2] А.В. Краснянский. Химия и логика: понятие о логической экспертизе учебника. 35 с. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 18. 02. 2002. № 319 – В 2002.
[3] А.В. Краснянский. Химия и логика: логический анализ учебной литературы по химии. Часть 1. 36 с. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 20. 03. 2002. № 508 – В 2002.
[4] А.В. Краснянский. Химия и логика: логический анализ учебной литературы по химии. Часть 10. 33 с. Рукопись депонирована в ВИНИТИ 24. 10. 2003. № 1861 – В 2003.
[5] О.С. Зайцев. Обсуждаем концепцию химического образования. Химия в школе. № 3. 2000.
Дополнение
Фрагменты из статей А.В. Краснянского о логическом анализе учебников химии
В современном обществе для нормальной жизнедеятельности необходимо владеть большим объемом знаний. Традиционное образование является экстенсивным, так как решает эту задачу путем увеличения времени обучения.
Учебник является важнейшим фактором обучения — особенно в школе, где он рассматривается как практически единственный носитель научной информации. Улучшение его качества — это наиболее дешевый для общества путь повышения эффективности образовательного процесса. При этом нужно учитывать, что важнейшей целью образования является формирование правильного (логического) мышления: без этого весь объем знаний, как бы он не был велик, является бесполезным грузом.
Учебник должен способствовать развитию логической культуры преподавателей и учащихся, усвоению рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, развитию интуитивного мышления и т.п.
В настоящее время отсутствуют научно обоснованные критерии, позволяющие оценить качество|учебника или учебного пособия. Поэтому в обществе существует потребность в методах, с помощью которых можно быстро оценить качество учебника.
В логике научного познания используется логический анализ. Одним из направлений логического анализа является изучение приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах научной и педагогической деятельности. К ним относятся определение, объяснение, понимание, предвидение, обобщение и деление понятий, классификация, типология, сравнение, аналогия и т.п.
Содержание курсов химии должно в доступной для студентов и школьников форме отражать основные разделы современной химии, поэтому научный материал в учебной литературе подвергается сокращению и упрощению.
При упрощении теорий, моделей и понятий разрываются логические связи, которые лежат в основе этих представлений. Логическая гармония теорий исчезает, остаются положения, которые меавду собой плохо связаны.
Особенно сильной деформации научные представления подвергаются в учебной литературе химии, предназначенных для средних общеобразовательных учреждений. Именно в этой области особенно интересно применение средств и методов логики.
В логическом анализе (логической экспертизе) учебника по химии можно выделить следующие операции:
1. Анализ структуры учебника: обоснование содержания учебника и последовательности изложения химического материала; логические основания, обосновывающие именно такое расположение материала; выявление ключевой (наиболее значимой) информации и выяснение того, насколько понятно она представлена в учебнике.
2. Анализ определений основных химических понятий.
3. Изучение последовательности введения понятий.
4. Анализ законов, правил, теоретических концепций и логических связей между ними.
5. Анализ обоснований и доказательств.
6. Анализ объяснений с учетом того, что наряду с объяснением основной функцией научного познания является понимание.
7. Анализ заданий (вопросов и задач) и выявление их логических связей с содержанием учебника.
8. Выявление логических ошибок и противоречий в учебнике.
Учебник должен предоставлять необходимый объем химических знаний в форме, способствующей развитию логического мышления учащихся. Следовательно, к учебнику следует предъявлять требования, основанные на законах и правилах логики, он должен быть написан научным языком. Язык учебника (научный зык) должен быть ясным, точным и однозначным.
Ищу соратников по совместному исследованию такой темы, как логика в химии. Мой адрес [email protected]
сайт — [email protected]
Захаров А.А. д.ф.н., профессор
Адрес сайта
http://www.ooo245.ru
Имеется ряд статей, где есть размышления о значении логики в преподавании химии. на сайте http://arkadijzakharov.narod.ru/liot.htm
Спасибо за информацию. Статьи по теме «логика в химии» можно найти в журнале «Химия в школе» (наиболее вероятно, в интервале 2000 — 2007…).
Посмотрел Ваш сайт — интересные работы. Желаю успеха.
Евдокимов С.В.
Логика в химии.
http://mati-himia.3dn.ru/load/knigi/moi_knigi/6-1-0-92
Спасибо за ссылку.