1. Алексей Сгибнев. Открытое письмо Президенту РФ В.В. Путину, Председателю правительства РФ Д.А. Медведеву: Защитить школы для детей с особыми образовательными потребностями! 2. Александр Ковальджи. Зачем нужны спецшколы. Экспертное мнение заместителя директора Лицея «Вторая школа», Москва.

Основная идея письма: Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом.

Президенту РФ В.В. Путину, Председателю правительства РФ Д.А. Медведеву:

Защитить школы для  детей с особыми образовательными потребностями!

Автор: Алексей Сгибнев

По этому адресу можно подписать письмо!  — http://www.change.org/ru/петиции/защитить-школы-для-детей-с-особыми-образовательными-потребностями

Качественное образование – ценность, а не обуза

Открытое обращение в поддержку школ для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе школ для детей с повышенной учебной мотивацией

Школы должны быть разными. Реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы, специализирующиеся на обучении детей, не вписывающихся в формат массовой школы: одаренных детей, детей с повышенной учебной мотивацией, детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе детей, проходящих надомное обучение, а также детей с девиантным поведением.

Не секрет, что одаренные дети нуждаются в особой помощи и поддержке государства. Даже в советское время существовали такие школы, в которых дети обучались по программам повышенной сложности, по разным направлениям школьного образования, эти школы наделялись особым статусом и имели значительную финансовую поддержку. Этот опыт во многих странах мира признан положительным, некоторые страны пытаются воспроизвести его у себя.

Однако курс на унификацию школьного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих особые потребности, грозит разрушением этой системе. Более того, сейчас, когда в новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартах декларируется личностно-ориентированный подход в обучении, развитие различных способностей учеников, этот курс противоречит обозначенной руководством страны стратегии инновационного развития общества, которая может быть реализована только при наличии высококвалифицированных, творческих, нестандартно мыслящих специалистов.

Тем не менее в стране происходит перевод всех школ на нормативно-подушевое финансирование, безо всякого научно-методического обоснования сливаются друг с другом школы, обучающие детей с разными потребностями. На смену разрушаемой системе специальных школ не приходит ничего другого: нет продуманных программ работы с разными категориями учащихся в общем потоке, нет соответствующей инфраструктуры и не предусмотрено ее создание, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся, а также финансирование этой работы.

Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией.

Во-первых, это школы, как правило, небольшие по количеству учащихся, обеспеченные высококвалифицированными педагогами. Это насущная необходимость: потребность в знаниях у учащихся таких школ чрезвычайно высока, стандартное образование удовлетворить ее не может. Нормативное же финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы. Все это невозможно в рамках массовой школы. Нас уже много лет убеждают, что учеников в школе должно быть много, а учителей мало. Этот идеал уже успешно реализуется: его результат — переполненные классы, примитивизация программ и сокращение учебных часов, ЕГЭ как единственный итог школьного обучения.

Недавно с помощью нормативно-подушевого финансирования массово закрывали сельские школы, теперь рассматривается вопрос о школах для детей с особыми образовательными потребностями.

Во-вторых, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив их суть. Объединение нескольких близких по духу маленьких школ не поможет решить финансовые проблемы, а механическое слияние создаст массу организационных, педагогических, психологических проблем для всех участников образовательного процесса. Ведь речь идет не просто об объединении зданий и потоков финансирования — объединять придется живые коллективы с разными педагогическими подходами и традициями.

Теперь, с окончательным введением в действие Федерального закона № 83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг». Но мы — общество — не можем себе этого позволить: способности ребенка не зависят от благосостояния родителей. В школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены.

Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании» фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено. В одобренном депутатами законопроекте есть глава «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В ней декларируется (без какой-либо конкретики!) поддержка государством детей с ограниченными физическими возможностями и выдающихся спортсменов и музыкантов, будущих военных и сотрудников правоохранительных органов, летчиков и моряков. Детям с повышенной учебной мотивацией (ст. 82) обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежные поощрения за выдающиеся успехи.

Нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей! (Юридически выверенная поправка о включении в Закон лицеев и гимназий предлагалась на общественных слушаниях ОПРФ, но до сих пор не принята.) Зато такая поддержка будет оказана школам для детей дипломатов (ст. 92): «Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации … должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся…».

Мы чрезвычайно обеспокоены нынешними и грядущими переменами в системе образования. Мы вправе ожидать от власти, что она уделит детям с особыми образовательными потребностями достойное внимание, учитывая необходимость развития России не как сырьевой страны третьего мира, а как высокоразвитой в технологическом и нравственном отношении державы.

Мы требуем принять следующие первоочередные меры:

1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями.

2. Разработать систему государственного финансирования, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией.

3. Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента и широкого обсуждения его результатов.

Подписи (ФИО, статус, регион):

Авдеев Александр Григорьевич, к.и.н., учитель истории школы-интерната “Интеллектуал”, Москва, доцент, докторант Исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, лауреат грантов Москвы в области образования

Беляев Сергей Анатольевич, учитель математики школы № 1199 (“Лига Школ”)

Гамбург Юлий Давидович, докт.хим.наук, профессор, учитель химии, лауреат Гранта Москвы в области образования

Гивенталь Инна Ариловна, учитель английского языка школы № 1199 (“Лига Школ”)

Демидов Андрей Николаевич, учитель истории, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования “УЧИТЕЛЬ”

Евдокимов Павел Андреевич, к и. н., заведующий кафедрой истории школы-интерната “Интеллектуал” (Москва), с. н. с. Таманской археологической экспедиции Института археологии РАН, лауреат Гранта Москвы в области образования

Кисовская Наталия Константиновна, канд. ист. наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Кисовская Мария Кивовна, литературный редактор (журнал “Русский репортер”)

Ковальджи Александр Кириллович, зам.директора по науке лицея "Вторая школа", директор ВМШ, приглашенный преподаватель кафедры системного анализа и информатики РАНХиГС.

Константинов Николай Николаевич, учитель математики школы 179 МИОО, кандидат ф.-м.н, заслуженный соросовский учитель, лауреат премии правительства России в области образования.

Кондрашёв Александр Николаевич, учитель истории школы-интерната “Интеллектуал”

Ладыженская Наталия Вениаминовна, к.п.н., ст. научн. сотр. Академии Образования РФ, Москва, бабушка ученицы 8-го класса Анны Левиной.

Левитас Герман Григорьевич, докт. пед. наук, учитель математики школы № 1199 (“Лига Школ”)

Лебедев Иван Алексеевич, педагог-психолог школы № 1199 (“Лига Школ”)

Мельник Валерий Иосифович, канд. ист. наук, учитель истории школы № 1199  (“Лига Школ”)

Панов Борис Александрович, учитель русского языка и литературы школы № 1199 (“Лига Школ”)

Подосинов Александр Васильевич, учитель латинского языка и античной культуры в московских школах № 57 и 1199 (“Лига школ”), доктор ист. наук, зав. кафедрой древних языков истфака МГУ им. М.В.Ломоносова, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Сгибнев Алексей Иванович, к.ф.-м.н., зам.директора и заведующий кафедрой математики школы-интерната “Интеллектуал”, лауреат грантов Москвы в области образования.

Суровенков Дмитрий Иванович, старший преподаватель Исторического факультета РАНХиГС при Президенте РФ

Федотов Станислав Николаевич, учитель математики школы № 1199 (“Лига Школ”)

Шевкин Александр Владимирович, к.п.н, учитель математики ФМШ № 2007, лауреат премии и грантов Москвы в области образования

Шноль Дмитрий Эммануилович, учитель математики, член управляющего совета школы-интерната “Интеллектуал”

 

Александр Кириллович Ковальджи

Зачем нужны спецшколы

Экспертное мнения заместителя директора Лицея "Вторая школа", Москва

Источник информации — http://www.change.org/ru/петиции/защитить-школы-для-детей-с-особыми-образовательными-потребностями

Александр Кириллович Ковальджи заместитель директора по науке лицея "Вторая школа", директор ВМШ, приглашенный преподаватель кафедры системного анализа и информатики РАНХиГС

В проекте закона об образовании нет категорий «лицей», «гимназия» и «спецшкола». Мы считает это шагом назад, и хотим обосновать эту точку зрения.

Да, большинство спец. школ превратились в тусовки для детей начальников и бизнесменов, перестали давать хорошее образование. Но нельзя «с грязной водой выплескивать и ребенка». Есть настоящие спецшколы, растящие научную интеллигенцию, построенные на демократических принципах, и не берущие денег с родителей. Если не верите – приходите к нам в лицей «Вторая школа» и убедитесь, что это правда.

Нам говорят, а чего вы волнуетесь, ведь вам разрешено называться лицеем. По этой логике, давайте любому гражданину разрешим называться генералом или академиком. Нам отвечают, — положение о лицеях и гимназиях отменено несколько лет назад, значит, вы только называетесь лицеями и гимназиями, и ничего плохого не случилось. Отвечаем, — пока нас нормально финансировали, — ничего плохого не было, но сейчас при подушевом финансировании мы вынуждены сокращать нужные нам часы и ставки.

Зачем спецшколам статус? – Ради стабильной работы. Нам нужно удерживать учителей (была 15%-я надбавка), нужно деление класса на группы по спец. предметам, нужны ассистенты, нужны часы для приглашения лекторов, нужны хорошо оснащенные лаборатории и дополнительные лаборанты, средства на летние математические школы, на вечернюю многопредметную школу, на издание своего журнала и так далее.

Спецшколам вредно заниматься платными образовательными услугами, – это отнимет время и силы от основной деятельности и понизит качество работы.

С липовыми спецшколами есть возможность бороться. Нужно создать условия, при которых спец. школы могут легко потерять статус, если они плохо учат, а успешные обычные школы могут стать спецшколами. Сейчас уже создана прозрачность результатов обучения (которая закрепляется в проекте закона) и остается раз в 3-5 лет всем спецшколам и кандидатам в спец. школы проходить переаттестацию на основе независимой экспертизы. Независимая экспертиза необходима в любом, поскольку известно, что лицензировались школы и вузы далеко не всегда достойные.

В проекте закона сделана ставка на создание условий для успешного развития всех детей во всех школах. Именно для этого сейчас объединяют школы. Но ведь хороших учителей от этого не станет больше. Полная утопия, что курсы повышения квалификации позволят всем учителей работать с талантливыми детьми. А сельским ребятишкам уже сейчас приходится ходить пешком в райцентр, поскольку автобусов хватает только на младших школьников. И ждать каждое утро к автобусу всех детей из разных деревень сложно. И учителя не собираются ездить в райцентр.

Мы копируем американскую систему образовательных комплексов и образовательных траекторий, но там она была вынужденной, поскольку общество крайне неоднородно по социальному и этническому составам, а создавать классы для сильных и слабых не позволяет идея социальной справедливости. Но сами же американцы пишут, что качество образования в небольших школах оказывается выше (данные 2008 года).

🗲

Комментарии: 6
  1. Аватар
    КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

    я,МАМА 8 ДЕТЕЙ,ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ ЭТУ ПЕТИЦИЮ.

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Ольга Анатольевна! По этому адресу можно подписать письмо! —

      http://www.change.org/ru/петиции/защитить-школы-для-детей-с-особыми-образовательными-потребностями

      Спасибо за поддержку!

  2. Аватар
    Чегринец Ирина Ивановна

    Я против объединения школ! Моя дочь поступила в этом году в физико- математический лицей, наша семья была рада этому событию.

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Ирина Ивановна! Мои дети закончили физматшколу и это им сильно помогло в дальнейшей жизни. Нужно подписать письмо в защиту спецшкол. Пока подписали всего около 8 тысяч:

      http://www.change.org/ru/петиции/защитить-школы-для-детей-с-особыми-образовательными-потребностями

      Активно идущая «оптимизация» уже значительно ухудшила положение школ для детей с повышенной учебной мотивацией!

      Спасибо за поддержку!

  3. Аватар
    Анна

    Нежули и школьники выйдут на баррикады как наши бедные студенты…где мы живем?

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Анна! Мы живем в государстве, некоторые органы которого (например Минобрнауки) разрушают государство! Это как пораженная раком печень несет угрозу всему организму. Спасибо за комментарий.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: